Последняя в этом сезоне (девятая) сессия Архангельского областного Собрания седьмого созыва завершила работу.

В этом парламентском сезоне проведено 11 сессий, из них две — внеочередные. Рассмотрено 285 вопросов, принято 104 закона, 323 постановления.

После зимних парламентских каникул все до единой сессии были напряженными как по остроте дискуссий, так и по важности рассматриваемых вопросов.

В подавляющем большинстве случаев депутаты разных фракций находили консенсус, но по некоторым вопросам согласия так и не достигнуто.

Каковы итоги и особенности работы регионального парламента, что ждёт Собрание в следующем созыве – об этом спикер Екатерина Прокопьева рассказала в интервью главному редактору газеты Илье Азовскому.

– Екатерина Владимировна, заканчивается второй сезон работы областного Собрания нынешнего созыва…

— Я бы сказала, заканчивается первый, но – скоро каникулы.

— Но уже можно подводить итоги. Позволю себе привести некоторые наблюдения со стороны – человека, который сам был депутатом и освещал работу областного Собрания всю свою журналистскую деятельность. На сессиях появилось такое, казалось бы, уже забытое явление, как разминка – в начале каждой сессии. Что это значит?

— Этих разминок могло бы и не быть, если иметь в виду, что у нас практикуются еженедельные планерки, а перед сессиями проходят встречи с руководителями фракций. Острые жизненные вопросы всегда можно обсудить заранее. Но руководители фракций и отдельные депутаты считают, что некоторые вопросы нужно обсуждать публично. Я ничего не имею против.

У нас все решения принимаются большинством голосов. Обсуждается законопроект, который предстоит принять: кто-то считает, что он недоработан, кто-то считает иначе – надо разговаривать.

— Парламент стал местом для дискуссий?

— Парламент был и остается местом для дискуссий. Главный принцип нашей законодательной работы – не навредить, поэтому мы спорим, чтобы всем вместе найти взвешенное решение.

— Дело в том, что трансляции с заседаний парламента смотрят многие, в том числе и люди, не сведущие в политике. И у них создается впечатление, что новички в парламенте предлагают новые идеи, а вы, ваш коллега Чесноков, глава комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления, объясняете им, как должно быть. Как в школе.

— У меня плотное взаимодействие со всеми руководителями фракций, и мы стараемся обсудить все сложные вопросы заранее. Регламентом ведь всего не предусмотришь. Однако некоторые депутаты, несмотря на обсуждение во фракциях, вновь возвращаются к этим вопросам на сессии. Иногда их действия выходят за рамки регламента. Здесь помогают депутаты со стажем. Некоторые вопросы рассматриваются на заседаниях комитета по этике и регламенту. Бывает, что и депутаты, не согласившись со мной на сессии, обращаются с жалобами в комитет по этике и регламенту. Это нормальная практика.

— Собрание столкнулось просто со всеобъемлющим хайпом…

– У меня до сих пор нет ответа, как реагировать на хайп. А как понять, где хайп, а где реальная забота о людях? Хайп несет негатив, потому что не подразумевает ответственности. Сказал – и ни за что не отвечаешь. Бывает, что публикуется недостоверная информация, например, детали проекта, которых на самом деле в документе нет, и они не обсуждались. И что с этим делать? Очень сложно противостоять таким лженовостям, особенно когда они подхватываются СМИ и соцсетями.

— Областное Собрание в этом сезоне приняло много важных законопроектов. Их можно условно разделить на две группы: социальные (которые как бы улучшают жизнь простого человека)…

— Нужно изменить формулировку – не улучшают, а изменяют жизнь!

— … И вторая группа – законы экономического характера, направленные на развитие экономики. По первой группе – какие законы вы считаете самыми важными?

— Таких законопроектов было очень много. Самый значимый, касающийся большого числа северян, – закон о повышении ежемесячной денежной выплаты ветеранам войны, труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий. ЕДВ не повышалась с 2009 года.

Ежегодно у нас проходят встречи с руководителями ветеранских организаций, с населением, и самый острый вопрос всегда был про эту выплату. Депутаты много раз обращались к этой теме, но это было сложно сделать из-за отсутствия финансовых возможностей. Не получалось даже индексировать выплату.

Мы не можем обещать того, что неспособны выполнить. Это большая ответственность перед людьми, поэтому такие решения должны быть взвешенными и просчитанными. И цифры повышения ежемесячной денежной выплаты взяты не с потолка, они выверены с финансовым блоком правительства.

Повышение ЕДВ коснется почти 208 тысяч северян и пройдет в два этапа: с 1 октября этого года на 200 рублей, с 1 января 2020 года – еще на 200 рублей. Казалось бы, прибавка небольшая, 400 рублей, но это более миллиарда рублей дополнительных расходов в год!

Принято несколько законопроектов, направленных на поддержку многодетных семей. К примеру, в области будет утверждена схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Вместе с ней изменится и принцип оплаты услуги за сбор и вывоз ТКО: он будет рассчитываться, исходя из количества жильцов, а не площади квартиры. Это может больно ударить по многодетным семьям, поэтому принято решение увеличить компенсацию за оплату услуги по обращению с ТКО. Сейчас она составляет 30 процентов. По новому закону родителям, первому и второму ребенку будут компенсировать 50 процентов, третий и последующие дети будут освобождены от этой платы.

У многодетных семей появилось право выбора – взять земельный участок или денежную компенсацию в 210 тысяч рублей. Много было споров о том, как защитить в этом случае детей, чтобы деньги не расходовались на другие цели. Обсуждали долго и во время первого, и второго чтения законопроекта, но в итоге эти механизмы были предусмотрены законом.

Парламентарии поддержали инициативу депутатов фракции «Справедливая Россия» Архангельской городской Думы и внесли изменения в региональное законодательство, благодаря которым многодетные семьи смогут посещать наши музеи бесплатно не раз в месяц, как раньше, а в любое время.

Принято решение о компенсации расходов на покупку спутникового оборудования для жителей отдаленных территорий, которые не входят в зону охвата цифрового телерадиовещания.

Сохранены все меры социальной поддержки старшего поколения в связи с изменением пенсионного возраста – на первой, сентябрьской сессии мы дополнили семь областных законов, чтобы люди не потеряли льготы из-за того, что пойдут на пенсию позже – кто-то на полгода, а кто-то и на пять лет.

Мы предоставили возможность неработающим инвалидам первой и второй групп получать компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Главное условие – они должны быть собственниками жилья и проживать совместно. Раньше такое право было только у совместно проживающих неработающих пенсионеров в возрасте 70 и 80 лет.

С учетом изменений федерального законодательства cобственникам жилья предоставлена возможность исключить из региональной программы капитального ремонта многоквартирные дома, в которых имеется менее пяти квартир. Для них включение в программу было крайне невыгодным, так как затраты на содержание банковского счета сопоставимы с суммой собираемых ежемесячных взносов на капитальный ремонт. В программе предложено оставить только те дома, где уже был сделан ремонт.

И таких законопроектов много.

Что касается экономического блока: хочу сказать, что здесь тоже меняются подходы. На июньскую сессию мы выносим законопроект, в котором в два раза увеличиваются субсидии на ремонт и содержание дорог муниципального уровня. Прежде всего это касается сельских поселений. Сегодня на эти цели расходуется 10 процентов от объема собираемого транспортного налога на физических лиц. Мы предлагаем увеличить субсидию до 20 процентов. Это поможет муниципалитетам вовремя планировать свои расходы и объемы работ.

— Значительная часть экономического блока законов и политики в целом – это нацпроекты. Наша область участвует в 12. А областное Собрание как принимает участие в нацпроектах? Или это касается только компетенции исполнительной власти?

— Тема нацпроектов звучала на встрече с Президентом в рамках Совета законодателей в Санкт-Петербурге. Он обратился ко всем парламентариям Российской Федерации с просьбой, чтобы депутатский корпус осуществлял контроль за реализацией нацпроектов.

И я на планерке сказала своим коллегам: мы едем в округа, смотрим, как в конкретном муниципалитете, в конкретном населенном пункте идет работа в рамках нацпроектов. Это касается демографии, здравоохранения, образования, экологических вопросов, строительства дорог, жилья, социальных объектов.

Например, когда я выезжаю в районы, встречаюсь с главами, депутатами, то спрашиваю: как вы видите свое участие в нацпроектах? Кто-то строит школу, кто-то строит ФАП, кто-то вкладывает инвестиции в строительство жилья. Надо, чтобы каждый район осознавал свою ответственность, контролировал ход работ на местах. И депутатский корпус должен держать руку на пульсе, понимать, где и как можно помочь, подключаться к решению возможных проблем. Кроме того, все желающие депутаты могли войти в проектные группы, созданные региональным правительством.

Очень часто люди не понимают, что делается по нацпроектам. В этом смысле мне нравится подход, который демонстрирует Архангельск: на участках ремонтируемых дорог размещены объявления, что эта работа проводится в рамках нацпроекта.

— После парламентских каникул наступит третий сезон. Что вы от него ждете? Какие самые важные законопроекты прогнозируете?

— Предстоит серьезная работа над бюджетом. И очень хочется, чтобы мы смогли предусмотреть в областном бюджете средства на продолжение социально значимых проектов и инициатив. Должно быть завершено строительство социальных объектов, обеспечены все заявленные социальные гарантии и меры поддержки. Мы обязательно должны увидеть в повестке дня те вопросы, которые волнуют людей.

— Приходилось слышать мнение, что следующий бюджет будет формироваться с профицитом.

— Поживем – увидим. Я бы о таком мечтала.

— А возможен ли профицит в принципе? Ведь наша область не из благополучных.

— Хорошо, если будет расти доходная часть бюджета. А вот вариант создания искуственного профицита за счет сокращений и оптимизаций расходов неприемлем. Но я очень хорошо представляю содержательную часть бюджета, что стоит за каждым рублем, и честно говоря, не вижу возможностей для такой оптимизации.

Главное – чтобы бюджет был сбалансированным, отражал запросы населения и обеспечивал возможности для развития экономики региона. Мы будем и дальше работать над совершенствованием законодательства, чтобы люди могли ощутить положительный результат этих изменений.

— Спасибо.