Одной из мер поддержки бизнеса (о том как в регионе поддерживается малый бизнес, желающий заниматься экспортом, читайте в предыдущих материалах: здесь и здесь), нацеленного на экспорт, является помощь в переводе сайта производителя.

Согласитесь, хорошая идея: у меня есть сайт на русском языке, я хочу продавать свой товар в европе — мне нужен сайт на английском. Помочь в процессе перевода должно ГАУ АО «Дом предпринимателя» — структура помощи и поддержки для бизнеса… Вот только не всегда намерения воплощаются как должно…

Есть в Архангельске школа скрапбукинга Анастасии Костиной, которая на своих мастер-классах учит всех желающих искусству оформления фотоальбомов, создания открыток и т. д. из подручных материалов.

Хэнд-мейд сегодня весьма популярен — людям нравится из обрывков, ленточек и бусинок создавать шедевры. Бизнес Анастасии — не только мастер-классы, но и реальные вещи: альбомы, открытки и так далее. Вот и пришла идея к мастеру — выйти на международный уровень, организовав продажи за рубеж.

Помочь индивидуальному предпринимателю взялись в «Доме предпринимателя», предложив создать двуязычный сайт, чтобы продажи шли и в Европе, и в России… Сказано сделано: котировка — протокол — заказ…

За 150 тысяч рублей и 50 дней сайт был создан. Но вот только перевели его не весь, а только титульную (главную) страницу и меню… Представьте, как удивится англоязычный посетитель сайта, когда, ткнув на заветную кнопку «EN», он не сможет прочитать ни описания продукции — оно на русском, ни описания мастер-классов — они тоже на языке Пушкина и Достоевского…

Русская версия, английская версия: почувствуйте разницу.

Возникает вопрос: зачем такой сайт нужен?

Уверен, если бы предприниматель делал его за свои деньги, то вынул бы всю душу из программистов, но добился бы своего — реального перевода информационной площадки на нужный язык: с описанием продукции, мастер-классов, обратной связи и так далее.

А так, за государственный счет (платит-то «Дом предпринимателя») — и так сойдет… Печально, когда так занимаются развитием малого бизнеса в регионе, а ведь вполне возможно, что предпринимателю были нужны продажи в Европе — тогда и область ассоциировалась не только с «доской-треской-тоской», а с скрабукинговыми альбомами от Анастасии Костиной…

К слову, Анастасии еще повезло — сложно сказать, что тут сыграло: личное упорство или нужные знакомства, — ей хоть сайт сделали…

Обнаруженные еще два заказа на сайте госзакупок: № 31807352183 и № 31807352490, в рамках которых предполагалось «выполнение работ по созданию на иностранном языке сайта экспортно ориентированного субъекта малого или среднего предпринимательства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“», так и остались без видимого результата.

Сайты для ООО «Топэнергострой» (для него, к слову, ГАУ АО «Дом предпринимателя» заказывал маркетинговое исследование рынка пиломатериалов в Нидерландах за 450 тысяч рублей) и ИП Пышкаров А.А. были заказаны 27 декабря 2019 года и должны были появиться в сети интернет к 30 января текущего года.

Однако сайты-магазины этих компаний, желающих работать с иностранными партнерами, мы найти в сети интернет так и не смогли, хотя SEO-оптимизация для поисковиков (в том числе по названию компании — одно из требований, прописанных в Техническом задании).

Да и были ли эти сайты: напомню, договор был заключен 27 декабря — в предновогодней горячке, когда важнее «освоить» бюджеты, чем реально выполнить работы. Сделано все красиво — два подрядчика (ИП Быков А.В. и ИП Семоненко Е.А.), но есть подозрение, что оба они входят «группу компаний», тесно связанных с «Домом предпринимателя» — они регулярно получают заказы от структуры поддержки малого и среднего бизнеса.

ИП Семоненко Е.А., к слову, оказывал услуги по созданию еще одного сайта экспортно ориентированного субъекта малого предпринимательства (заказ № 31807163158).

Договор был подписан в ноябре 2018 года, а заработать сайт должен был 24 декабря 2018 года. Вот только найти информацию об этом сайте или хотя бы о том субъекте МСП, в чьих интересах создавалась интернет-площадка, невозможно…

Хотя ГАУ «Дом предпринимателя» — государственная структура и обо всех успехах ее обычно докладывает пресс-служба с трансляцией на сайты Правительства региона и в «дружественные СМИ». По поводу сайтов — тишина… Деньги потрачены — более полмиллиона рублей, — а сайтов нет, и все молчат… Или заинтересованы молчать?

Ждем ответа от руководства ГАУ АО «Дом предпринимателя» и Министерства экономического развития Архангельской области…