Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Наоми Скотт, Уилл Смит, Билли Магнуссен, Мена Массуд, Алан Тьюдик

В прокате с 23-го мая


23 мая в наших кинотеатрах вышел «Аладдин» Гая Ричи — ремейк одноименного полнометражного мультфильма Disney 92 года.

Один из четырех «возвращений к классике» от мышиной студии в этом году: «Дамбо» и «Мэри Поппинс» уже вышли, остался лишь «Король лев». В 2019-м, по крайней мере. Дальше нас ждут «Мулан», «Круэлла», «Малефисента 2», «Питер Пэн», «Меч в камне» (опять Король Артур. Его тоже Ричи будет снимать?) и многие другие.

Зачем все это?

Все вышеперечисленное прекрасно в оригинале, а ремейки с живыми актерами не просто глупее, проще, длиннее, но и убивают ребенка в уже взрослом зрителе. Оригинал «Мэри Поппинс» или «Король лев» приятно пересматривать в любом возрасте, а новые фильмы могут разве что заткнуть ребенка на пару часов в поезде или машине.

Ничего кроме «это гарантировано соберет деньги, даже если выйдет совершенно никчемным» за решением не стоит. Нет какой-то конкретной идеи, стремления продолжить историю любимых персонажей.

Нет, сегодня достаточно просто кадр в кадр переснять старый хит.

И все же, в правильных руках даже такая откровенная халтура могла вырасти в нечто большее. Как минимум — в ремастере старой истории, который смог бы усилить впечатления от просмотра, дать не только больше пикселей и деталей, трехмерность и обилие красок, но и увеличить масштаб событий, размах экшена, трогательность и драматизм сцен.

Как максимум — автор с идеей мог добавить что-то от себя, показать историю с новой точки, а то и вовсе увести в другую сторону, чтобы даже зрителю, знающему оригинал до последней детали, не было скучно в зале.

Но нет, за все уже виденные нами попытки не произошло ни того ни другого, а их, если не брать в расчет старые фильмы («Книгу джунглей» 1994-го и дилогию «Далматинцев» 1996–2000 годов) вышло уже девять штук.

Как бы то ни было, у Гая Ричи ничего подобного не вышло. Его назначение на пост режиссера «Аладдина» выглядело странным, но интригующим — что британский хулиган, всю жизнь снимающий забавные сценки из жизни мелких бандитов и ворья, сможет наснимать про сказочного вора из Аграбы? Как оказалось, ничего.

Его последний фильм о короле Артуре тоже вроде был дорогим студийным блокбастером о парне с улиц, превращающемся в лидера нации. Картина вышла неудачной и не слишком запоминающейся, но, если вы хотите внезапно начать ценить ее плюсы — просто посмотрите «Аладдина». Потому что даже «Меч короля Артура» в разы лучше, интереснее, креативнее и своеобразнее.

Помните, как все жаловались, что в «Артуре» от Гая Ричи одна сцена? В «Аладдине» от него нет ни одной. Его почерк или вообще чей-либо авторский почерк отсутствует напрочь. Снято все настолько стерильно, безопасно и серо, что видеть имя Ричи на афише становится больно.

Все вещи, напрягавшие зрителей в трейлерах, действительно оказались проблемными. Актер, играющий Аладдина, лишь изредка попадает в образ, он не проявляет ни чудес акробатики, ни харизмы арабского вора из мультика.

Уилл Смит не выплескивает на экран и доли той дикой энергии, которой покорял джин Робина Уильямса. Джафар не вызывает ни омерзения, ни страха. Многим фанатам мультсериала, больно видеть Яго, разговаривающего, как обычный попугай — фразами из двух-трех слов, вместо его многоминутных речей, состоящих из проклятий и нытья.

Но то, что, как все были уверены, точно станет лучше по сравнению с трейлером — это графика. Казалось бы, деньги для Диснея не проблема, проект однозначно отобьется, экономить нет смысла, но все выглядит предельно дешево, и графика — не исключение.

Единственное, на что стоило тратить усилия аниматоров – Джинни. Но в своем естественном образе – это просто синий Уилл Смит, большую же часть фильма, Джин – это Уилл Смит обычный, то есть, извините, черный. Более того, речь персонажа и движения его губ идут с явным рассинхроном.

Возможно, графика производит такое плохое впечатление потому, что и декорации, и костюмы, и композитинг здесь тоже вызывают одну ассоциацию — мыльная опера. Это действительно похоже на дорогой, но все же телевизионный проект.

Дело в том, что мультфильм был лишен таких проблем и любой персонаж в нем смотрелся органично. Тут же не покидает ощущения того, что это постановка. Сцена кончится и герои пойдут переодеваться «в свое».

Съемок на локации тоже минимум, все снято в студии на зеленом фоне и это чувствуется в каждой сцене. Картонная Аграба, без атмосферы, с неловко замершими простолюдинами, одетыми в идеально чистые и выглаженные наряды, аккуратно рассыпанная пыль, удобно развешенные для прыжков Аладдина яркие навесы.

В общем, сказочности в этой сказке нет совсем, вместо путешествия в НАСТОЯЩУЮ Аграбу мы гуляем по пыльному аттракциону в Диснейленде, сплошь декорации и реквизит, настоящим не выглядит ничего. Зато неестественный джин совершенно теряется в море окружающей его графике.

И играют эти актеры очень скованно, словно никак не решаясь выбрать между попытками имитировать мультипликационный образ и делать что-то свое. Игру Жасмин очень хвалят, но и она не оставила у автора рецензии приятного впечатления, потому что там, где Жасмин из мультика была чарующей, перетекала с места на место, как ртуть, то эта Жасмин такая же деревянная и зажатая, как все остальные.

Словно и актеров, и массовку приклеили к крестикам на полу, чтобы они не портили кадр внезапными перемещениями.

Джин здесь выходит совершенно не таким заводным и непредсказуемым, Аладдин — не таким ловким, а Жасмин — не такой грациозной. Причем, лучшая сцена с ними — это танец. И вот там проявляется вся та ловкость и уличная закалка паркурщика, которую, мы, по идее, должны были видеть в каждой сцене. Но она появляется ниоткуда и так же исчезает в никуда.

Уилл Смит выглядит не менее неловко в этой роли, чем он смотрелся в ролике Youtube Rewind. Причем, в те редкие моменты, когда ему позволяют играть свою версию джина, он довольно приятен, но как только на него сверху пытаются напялить эксцентричность версии Уильямса, сцена разваливается. Ему не хватает безумной энергии и экспрессии для этого — либо режиссер просто не смог выдавить их из Смита.

Самому Ричи их тоже сильно не хватает и сильнее всего это заметно в самых знаковых музыкальных сценах — открывающей Арабской Ночи, прибытии принца Али, полете на ковре с Жасмин.

Там, где мультфильм взрывал мозг визуальным разнообразием и создавал настроение, фильм выглядит дешевой поделкой.

Кажется, что Ричи совершенно не понимает, как создавать драйв и ритм в этих сценах. Там, где мультипликационный «принц Али» качал своим ритмом за счет размашистых и сочных движений (вспомните как вышагивал слон-Абу и какая гримаса у него была при этом), фильм решает, что просто вставить в сцену слона и процессию будет достаточно — неважно, что экспрессии, слитности и качающего ритма в их движениях нет совершенно.

И поэтому сцена не цепляет, не заставляет подпевать и вовсе не работает. Это должно было быть главной причиной делать ремейк — воссоздать эти сцены, но с реальными людьми, декорациями и реквизитом, с большим масштабом и амбициями. Но из этого ничего не вышло, они выглядят безжизненными и пустыми.

Многие отмечали, что лучшие части фильма — это новые элементы, которых в мультфильме не было. Там актерам и режиссеру не производится оглядываться на оригинал, и они чувствуют себя более расслаблено.

Но потом понимаешь, что эти новые элементы — это самая элементарная комедия положений, где все мямлят, стесняются и тупят глазки. То есть, наполнитель любой романтической комедии, который используют по всему миру.

Тут вы тоже не дождетесь какого-то искрометного юмора и запоминающихся реплик, просто на фоне окружающей фальши эти простые естественные сцены неловкого флирта воспринимаются как откровение.

Если у вас вся эта «монетизация ностальгии» не вызывает немедленного отторжения и даже после стольких промахов все еще хочется ходить на эти ремейки, то можете делать это, пока не надоест. Всем остальным советуем даже не тратить время.

Да, Дисней и раньше развлекался со своими хитами, как умел. Выходили и «Король лев 2,3,4» и «Мулан 2,3», и много еще абсолютно дурацких, дешевых сиквелов, нарисованных индийским подразделением студии. Но, во всяком случае, тогда у корпорации хватало совести не прокатывать их в кинотеатрах, а выпускать сразу на ТВ, кассетах и DVD.

Миллионы взрослых с середины 20-го века могут с уверенностью сказать, что выросли на мультиках и фильмах того Диснея, но что за чудовище через 20 лет скажет, что выросло на Диснее сегодняшнем?


Александр Губкин

6+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».