Режиссер: Фатих Акин

В ролях: Йонас Дасслер, Марк Хоземанн, Адам Бусдукос, Катя Штудт, Маргрет Тисель

В прокате с 30-го мая


В текущем году складывается ощущение, что триллеры о людях с определенными расстройствами, заставляющими убивать красивых девушек, целиком захватили экраны кинотеатров.

Прекрасный «Дом, который построил Джек», документальный «Красивый, плохой, злой» и данное кино.

В прокате идет «Золотая перчатка» — основанная на реальных событиях мрачная драма о маньяке-алкоголике, в начале года разделившая критиков на Берлинском кинофестивале.

Кино интересно тем, что в отличие от двух предыдущих тут не только красавец-убийца и не менее красивые жертвы женского пола.

В бар «Золотая перчатка» заходят настоящие отвратительные мужики и дамы далеко не первой свежести.

Гамбург, 1970-е годы. В злачном районе Санкт-Паули расположен замызганный бар «Золотая перчатка», куда регулярно заходит выпить Фриц Хонка, потрепанный жизнью неудачник, живущий в маленькой грязной квартирке, обклеенной эротическими плакатами.

В баре он напивается с немногочисленными друзьями, снимает проституток… а затем убивает их, пряча разрезанные трупы в чулане, набитом освежителями воздуха. До поры до времени ему удается скрывать свои убийства.

Для начала стоит отметить, что новый фильм знаменитого режиссера Фатиха Акина (немца, несмотря на экзотическое имя), уроженца того самого Гамбурга — это в первую очередь драма, с важными, но все же второстепенными элементами триллера, а вовсе не хоррор или детектив.

Акин сам написал сценарий к «Золотой перчатке», основываясь на одноименной книге, вышедшей в середине 2010-х — исследовании жизни реального Фрица Хонки, маньяка из Гамбурга, нападавшего на женщин в середине 1970-х годов.

Перед нами предельно реалистичное кино, причем не столько в смысле фактологии, сколько в первую очередь в смысле атмосферы, окружающей происходящие события. Почти все ключевые персонажи «Золотой перчатки» (и фильма, и одноименного бара) — либо алкоголики, либо проститутки, либо неудачники.

При этом даже эпизодические герои прописаны очень запоминающимися, во многом благодаря диалогам — простым, часто очень грубым, но оттого естественным. Обычно, главные герои таких фильмов эстетствующие интеллигенты (начиная от «Американского психопата», заканчивая главным героям последнего фильма Триера).

В «Золотой перчатке» буквально все герои как будто взяты из романов Уэлша, в лучшем случае. В худшем – из рюмочной на вашем районе.

Столь же реалистично, почти документально, Акин показывает и сцены убийств (с одного из них, самого натуралистичного, начинается фильм). Здесь мало динамики, преобладают статичные кадры и фоновая музыка, играющая все в том же баре.

Да, кое-что оставлено за кадром, но и того, что есть, оказалось достаточно, чтобы фильм можно было счесть пощечиной зрителям. Будет и расчленение, и удушение, и немало других физиологических подробностей.

Однако в центре повествования всегда остаются люди, и главный из них — маньяк (блестяще сыгранный Йоанасом Дасслером), выведенный откровенно жалким, неспособным ко сколько-нибудь глубоким отношениям с людьми, и отчаянно пытающийся в какой-то момент даже избавиться от своего прошлого, начав новую жизнь.

Фильм медленно и методично исследует течение жизни Фрица с момента первого убийства и вплоть до его последнего визита в «Золотую перчатку», но в ходе этого исследования Акин успевает косвенно затронуть еще несколько важных для немецкого общества тем: от послевоенной травмы до отношения к религии.

Последняя линия, кстати — одна из самых важных в фильме, хоть и не проговаривается в лоб. Фоном же для всего этого служит Гамбург, причем не весь город, но лишь его самая мрачная часть, «квартал греха» Санкт-Паули.

Его можно считать едва ли не самостоятельным персонажем, настолько тщательно режиссер стремится передать его атмосферу, чередуя одного за другим все новых и новых обитателей городского дна.

Пожалуй, единственное, что можно считать хоть сколько-нибудь заметным недостатком картины, так это недостаточно хорошую проработку некоторых второстепенных линий, но это вполне объяснимо желанием режиссера держать в фокусе судьбу своего главного героя, не отвлекаясь на других.

Режиссер-турок все же не отказывает себе в удовольствии посмеяться над этим театром насилия и порока, над этими мерзостями: он нарочно тянет каждую сцену расчлененки или попытки неловкого и нежеланного соития так долго, как только может, что, по идее, должно было вызывать комический эффект.

В итоге у Акина получился вполне правдоподобный (хоть и весьма нелицеприятный) портрет темной стороны Гамбурга 70-х, и не менее любопытная зарисовка нескольких лет из жизни серийного убийцы — нелепого, но одновременно страшного.

Это кино, — и детальная, хоть и оганиченная по времени биография маньяка, и размышление о прошедшей эпохе, над которой все еще нависает тень проигранной войны, и даже высказывание о Боге. И все это — без какого-либо морализаторства.

После просмотра фильма из головы не выходят аналогии с упомянутым Уэлшем. Так же, как и у шотландского писателя действие происходит на севере страны, неблагополучный район неблагополучного города, вокруг ни одного приятного лица, а главный герой по уши в собственной зависимости.

Также, как и герои Уэлша, Фриц – лицо поколения и быта вокруг. В нем отражена какая-то общегерманская депрессия западного образца. На востоке тоталитаризм и расцвет организации Штаззе, а на западе когда-то единой страны – одиночество и отчаяние целой нации.

Как ни странно, но для русского зрителя образ такого маньяка воспринимается гораздо роднее. Джек и Банди не очень-то похожи на реальных людей, а Фриц близок к народу, как никто.

«Золотую перчатку» российская критика сразу сравнила с «Грузом-200», в данной рецензии он противопоставлен фильму Триера, но на самом деле, что Балабанов, что знаменитый датчанин, снимали чуть ли не философские повести, а в данной случае перед нами чистый реализм.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».