Редакции стала известна одна весьма шкурная и почти детективная история, после которой буквально сжимаются кулаки.
Какая ещё может быть реакция, когда узнаешь, что самым примитивным образом с населения и из областного бюджета хозяйственные и оборотистые бизнесмены схомячили сотни миллионов рублей?
Речь идёт о махинациях с топливом в Архангельской области на сотни миллионов рублей.
Всё было банально, примитивно, но на протяжении семи лет знали об этом лишь те, кто имел выгоду, и их покровители во власти, либо закрывавшие глаза на жульничество, либо сами имевшие нехилый откат.
По порядку.
Система централизованного электроснабжения в Архангельской области имеется далеко не везде. В ряде населенных пунктов отдалённых районов Поморья стоят так называемые ДЭСы — дизельные электростанции, которые принадлежат и обслуживаются «Архоблэнерго».
А «Архоблэнерго», напомним, с прошлого года находится под управлением ТГК 2. И это очень важный момент…
Чтобы было понимание, кого и где надували семь лет. К примеру, в Лешуконском районе это населенные пункты Лешуконское, Олема, Ценогоры, Кеба.
В Мезенском районе –это Каменка, Мезень, Кимжа, Совполье, Долгощелье.
В Приморском районе — Луда, Уна.
В Пинежском — Согра, Северный.
То есть речь идёт о части так называемой малой энергетики, где сплошные убытки. Где нет прибыли и все дотируется.
Понятно, что тариф на электричество, вырабатываемое на дизельных электростанциях, сумасшедший и потому население платит лишь часть суммы. Остальную часть тарифа — так называемую Дельту Т — доплачивает владельцам ДЭС областной бюджет.
Последние семь лет топливо на эти самые ДЭСы поставляла фирма «Сервисснаб» господина Нифантьева. В среде бизнесменов говорят, что к данной фирме неровно дышат ключевые депутаты областного Собрания, руководство глав районов, а также министр ТЭК и ЖКХ Поташёв.
Собственно, без прямого или косвенного участия министерства, глав поселений и районов семилетняя афера вряд ли была возможна. Как участвовали — это вопрос к правоохранительным органам и следствию (если сподобятся разобраться). Может быть, ответственные лица просто глаза закрывали, а может, шкурняк какой был…
Семь лет была подмазана малина, семь лет топливо подменялось на более дешевое, семь лет завышались объемы поставляемого топлива.
И все это могло продолжаться и дальше — делилось, пилилось, если бы…
ТГК 2 вдруг не стала управляющей компаний «Архоблэнерго».
Ярославским олигархам наплевать на местные шкурняки. Они решили оптимизировать убыточный участок.
И если раньше конкурсы на поставку топлива стабильно выигрывал «Сервисснаб», то в 2018-м право на это получила другая фирма.
Наверно, в этот момент у всех замешанных в схеме, которую мы подробно изложим далее, сердце ёкнуло.
Итак, Лешуконский район — самый труднодоступный в Архангельской области. Перед тем, как начать туда поставки, менеджмент ТГК-2 инициировал взятие анализа проб топлива, оставшегосяся в резервуарах. Это определенный запас на период распутицы, когда поставки наземным транспортом осуществлять, понятное дело, невозможно.
Забор проб осуществляла компания SGS — мировой лидер в сфере независимой экспертизы, инспекционных услуг, испытаний и сертификации. SGS была приглашена именно ТГК-2. И вот эта, обратите внимание, швейцарская компания, выявила, что в резервуарах было вовсе не дизельное топливо, а газоконденсат.
В чём разница?
Газоконденсат — по сути неочищенное дизельное топливо, не доведённое до требований ГОСТа. Количество серы в нём в девять раз выше, чем в дизеле.
Понятно, что для дизель-электростанций такая подмена топлива губительна. Они гораздо быстрее ушатываются.
Конечно, на газоконденсате работают, например, паровозы и теплоходы, но государство в данном случае платит именно за дизель.
Цена за дизельное топливо (с доставкой) — около 57 тысяч рублей за тонну, а за газоконденсат — 40 тысяч рублей. А ещё расход во втором случае больше где-то на 20%. Даже не надо считать, чтобы понять, что экономия вырисовывается нехилая.
Что мы имеем: разницу в цене, вред производству, экологии и ускоренное засорение оборудования на ДЭСах.
Прямое следствие грубого нарушения условий контракта, на которое закрывали глаза ответственные лица и в профильном министерстве, и в местных администрациях, и в руководстве Лешуконского филиала «Архоблэнерго».
Понятно, что на поставке более дешевого топлива необоснованно зарабатывали бизнесмены. И возможно, не только они…
Итак, подмена топлива, кажется, очевидна. И это был косяк № 1.
Косяк № 2 — фактическое завышение объемов.
То, что в Лешуконский район будут возить нормальное топливо, наверняка удивило директора Лешуконского филиала «Архоблэнерго» Бобрецова (он в своё время возглавлял район). Изначально он, как это делалось в прошлые годы, заказал 2 600 тонн на минувшую зиму.
Однако с первыми поставками стало понятно, что в цистернах булькает вовсе не газоконденсат, а дизель. Тогда Бобрецов начал отказываться от топлива — оказалось, что банально нет резервуаров, куда бы всё это поместилось.
Не помогли даже крайние меры. При температуре в –4 °C и выше включались все четыре дизеля, чтобы объёмы расходовались быстрее, но в итоге за весь период вместо 2 600 ушло лишь где-то 2 300 тонн.
Иными словами и доступно: для заказанного топлива не было даже емкостей.
То есть, получается, семь лет объёмы закупаемого по контрактам топлива искусственно завышались, оно быстрее расходовалось и денег тратилось в разы больше.
Впрочем, возможен вариант, что заказали все же 2600 тонн топлива, а фактически его поставлялось 2300. Разница «компенсировалась».
Иными словами, нельзя исключать и банальной приписки — оплаты непоставленного топлива.
Посчитаем. Только на разнице в объёмах удавалось сэкономить за один сезон поставок примерно тридцать миллионов рублей. Исходя из того, что завозы делаются два раза в год, а длилось это семь лет, картина вырисовывается такой: 30 умножить на два и умножить на семь. Итого — 420 миллионов рублей.
Возможно, столько было схомячено денег населения и областного бюджета.
И в истории с поставками топлива пошла цепная реакция — видя, как «раскрылась картина маслом» по Лешуконью, пошли отказы из Мезенского и Приморского районов. Видимо, соседние районы поспешили косяки загладить.
Уволен на данный момент только Бобрецов.
Вообще, ответственность в этом случае весьма размыта, потому что районные филиалы — не юридические лица.
Но факт есть факт: население и областной бюджет платили не за то топливо, которое необходимо, и не за те объемы, что способны были принять емкости ДЭС.
Население и областной бюджет семь лет попросту потрошили.
Однако сам факт потрошения областного бюджета, за которое никто не ответит, вызывает по меньшей мере диссонанс, потому что по аналогичным обстоятельствам уже заведены уголовные дела…
Вот конкретный прецедент: Крым, февраль 2019 года.
Следователи предъявили обвинение заму руководителя службы охраны в Крыму ФСО России полковнику Эдуарду Турте в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) на сумму более 20 миллионов рублей.
Суть дела такова…
В начале 2017 года служба охраны в Крыму поручила обеспечить поставку дизельного топлива для трех государственных дач на полуострове, на эти цели из бюджета выделили 20,3 миллиона рублей.
Поставщик стал приобретать топливо более низкого качества. Руководство ФСО Крыма обратилось в Следственный комитет России с заявлением о хищении средств из бюджета, следователи признали службу охраны полуострова потерпевшей стороной.
Ощущение, что ситуация один в один с той, что в Лешуконье.
Дело за заявителем.
Продолжение следует…