Режиссер: Энтони Марас

В ролях: Дев Патель, Арми Хаммер, Джейсон Айзекс, Тильда Кобхэм-Херви, Назанин Бониади

В прокате с 9-го мая


Австралийский режиссёр Энтони Марас — человек со странным увлечением чужими национальными трагедиями (в 2011-м он уже снял короткометражку The Palace про турецкое вторжение на Кипр) — для своего полнометражного дебюта выбрал тему не самую простую и уж очень щепетильную.

Ужасающий теракт в Индии, унёсший жизни более сотни человек и произошедший всего десяток лет назад, — раны с тех пор ещё не успели зажить, и любое неправильное движение, неверная интонация или, не дай бог, романтизация событий может больно срезонировать с выжившими и очевидцами тех событий.

И оттого лишь интереснее, что Марас — вместо того чтобы от трагедии дистанцироваться — постоянно ходит на грани.

«Отель Мумбаи» — довольно жесткий фильм, который не очень считается с чувствами зрителя: в лучшие моменты он напоминает открывающую сцену другого похожего фильма — «Мюнхен», разве что растянутую на весь хронометраж.

Отсчёт погибших Марас ведёт с почти эксплуатационной хладнокровностью, не пытаясь отвернуться от вида крови и оставить убийства за кадром. За это некоторые западные критики уже успели поругать режиссёра.

Странно, но они считают неэтичным и неправильным превращать горе тысяч людей в аттракцион смерти. То есть, когда жестокость показана в военных фильмах — это наоборот приветствуется, а в терактах, надо полагать, люди умирают как-то иначе?

Вот только едва ли жестокость «Отеля Мумбаи» можно назвать хоть сколько-нибудь развлекательной: её циничность и спокойствие скорее устрашают и отталкивают.

Фильм не смакует насилие и не устраивает из теракта фейерверк кишок и крови — каждый точный выстрел здесь как напоминание о том, что этот ад еще очень нескоро кончится, его не смягчить киношным пафосом и горькими голливудскими слезами.

Это самое зло Марас, к слову, не обезличивает, как принято в таких фильмах. Его террористы — не какая-то там абстрактная смертоносная сила, выпускающая лишь грохот пуль и религиозные возгласы (хотя и этого здесь хватает).

Это вполне живые люди, за которыми фильм следит не реже, чем за их жертвами. Они шутят, злятся, а один из них в кульминационный момент и вовсе срывается, начинает протяжно выть о вселенской несправедливости.

Но как бы человечно фильм ни показывал убийц, его сложно заподозрить в симпатии к ним — напротив, такой диссонанс делает их действия ещё страшнее и бессмысленнее.

И провоцирует вопросы, которые большинство картин о терактах оставляет на фоне, концентрируясь на личных трагедиях: это как же сильно нужно промыть людям мозги, чтобы человек, способный на одни чувства, полностью лишался других, перекрывая их сомнительной религиозной идеей?

Однако, «Отель Мумбаи» только задает эти вопросы, но не даёт никаких ответов. Режиссёру гораздо интереснее работать с саспенсом и натуралистичностью, нежели с драматизированными (и полностью выдуманными) историями отдельных героев.

В них он начинает оступаться, уводить фильм к той самой голливудской слезливости, на фоне которой он так выгодно отличается в другие моменты: ведь если вдруг не сказать, что у героя есть дома (или даже в самом отеле) семья, то зритель ну никак не сможет ему сопереживать.

В итоге среди всех персонажей самым интересным выглядит российский бизнесмен Василий (его играет заслуженный злодей Голливуда Джейсон Айзекс) — чересчур остроумный и едкий для своих обстоятельств, самоуверенный очаг героизма, даже на пороге смерти не теряющий возможности пошутить про мать одного из террористов.

Режиссер куда интереснее и мощнее показывает трагедию общую и национальную, нежели трагедию отдельных жертв, — и потому очень обидно, что чем дальше идёт фильм, тем сильнее он склоняется в сторону горя нации, к концу сводя всё к победным объятиям и горестным словам благодарности.

На фоне очень «физического» портрета теракта его сентиментальность ощущается наигранной, неискренним включением чего-то обязательного, общепринятого, но фильму абсолютно ненужного.

Все-таки, после просмотра этой картины остается ощущение камерности всего происходящего. Несмотря на весь натурализм, понимаешь, что в реальности все было куда жестче. Похожие чувства оставлял и другой «Отель» со словом «Руанда» после двоеточия. 

Геноциды, как и религиозные теракты — довольно страшные со стороны, но при этом очень простые изнутри, достаточно почитать воспоминания участников тех событий. 


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».