В интервью ИА «Эхо СЕВЕРА» председатель Архангельского областного Собрания депутатов Екатерина Прокопьева рассказала о развитии системы образования на территории региона. Кроме того, была затронута тема аутсорсинга в школах — Екатерина Владимировна уверена, что аутсорсерам, которые допускают случаи, подобные 10-й школе, нет места на данном рынке.

Екатерина Прокопьева: 

— Нас не может не радовать то, что удалось сделать в 2018 году — повысить финансирование отрасли образования на 13% по сравнению с предыдущим годом. Скажу больше — свыше 20 млрд руб (почти 1/3 областного бюджета) у нас идут на эту сферу.

Не зря у нас именно доклад по системе образования министра перед депутатами является обязательной частью. Эта норма закреплена в областном законе об образовании. Понятно, что сама система является многоуровневой: многие позиции финансируются из федерации и областного бюджета.

Но учредителями образовательных учреждений (прежде всего, говорю о школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования) являются муниципалитеты. И вот здесь диктовать политику в системе образования бывает очень не просто.

Например, у нас заработанная плата выдержана по всем позициям — это, безусловно, достижение нашего областного правительства. Потому недостаточно увеличить фонд оплаты труда, чтобы выполнить Указы Президента РФ. Очень важно ещё организовать контроль над распределением денежных средств.

У нас в течение года возникали острые ситуации в отдельных муниципалитетах. Например, Каргополь, мы смотрим статистику, она говорит, что зарплата достигает установленных указом параметров, а когда мы непосредственно приходим в педагогические коллективы, то понимаем, что эта сумма размывается за счёт штата сотрудников. И не только педагогов, а большого количества вспомогательных сотрудников.

Школы, конечно, без них не могут, но уж точно больше, чем учителей их быть не должно.

Эти вещи должны отслеживать муниципалитеты. Там, где это происходит, таких перекосов не возникает. Если в школе всё отдано на откуп директору, то ситуация может выглядеть иначе.

Сегодня в министерстве образования создана система по мониторингу уровня зарплат. Они видят не просто всю область, им доступен отчёт по зарплате в разрезе каждой школы. Им достаточно просто сейчас перепроверить какие-то ситуации без выхода в саму школу.

Случаи были разные: в одной школе у директора, например, было 9 заместителей. Где-то просто зарплата руководства была значительно выше зарплаты педагогов.

Конечно, те, кто только начинают работать, зарабатывают не так много. Да, первые 3 года молодые специалисты получают специальные доплаты. Именно за этот период они должны понять, что это их профессия и сдать на различные категории, чтобы в дальнейшем получать зарплату выше.

Здесь много ещё зависит от администрации школ, чтобы они вели эту работу с педагогами.

Мы сейчас рассмотрели 3 этапа: область, муниципалитет, школа. Если на каком-то из них происходит сбой, то вся история про повышение зарплаты, про безукоризненное выполнение Указа Президента может быть сведена на нет.

Ещё меня сегодня радует, что в области сохраняются темпы строительства новых объектов. Особенно, если говорить про объекты, куда родители смогут отвести своих детей, не достигших трёх летнего возраста.

Особенно это актуально для Архангельска и Северодвинска. В Коряжме, например, у нас такой проблемы нет.

На уровне области мы приняли решение не только строить новые детские сады, но и выделять средства на их ремонт. До этого подобной практики у нас не было. Мы второй год подряд выделяем деньги из областного бюджета на данные цели.

Теперь муниципалитеты пользуются этим серьезными возможностями.

В том же Архангельске переоборудуются (если есть возможность) 3 этажи под детские сады. Считаю, что это правильно. В противном случае эти 3 этажи попросту простаивали и функционально никак не использовались.

Хотелось бы обратить внимание и на развитие не государственного сектора дошкольного образования. Речь идёт не только о муниципальных учреждениях. Важно, чтобы продолжали развиваться частные детские сады, которые имеют все соответствующие лицензии.

И, конечно, строительство новых школ. К сожалению, темпы, которые мы сегодня выдерживаем, не отвечают запросам людей. Их надо больше.

ИА «Эхо СЕВЕРА»: 

— Хотелось бы перейти к вопросу аутсорсинга в школах. Как вы к нему относитесь? Не может ли скандальная ситуация с 10 школой привести к регрессу в этой области?

Екатерина Прокопьева: 

— Считаю, что компании, которые в принципе допускают подобные нарушения, должны быть исключены из данного рынка.

Что касается аутсорсинга, то сегодня для ряда школ он является настоящим спасением, поскольку с приходом аутсорсеров в школах появилось хоть какое-то питание. При этом есть как положительный, так и отрицательный опыт работы.

Поэтому при выборе компаний необходимо как можно более внимательно смотреть их опыт работы. Самым заинтересованным в этом вопросе (с профессиональной стороны) должен быть директор школы. Питание детей — это забота руководителей учреждения.

Директор должен понимать, что ребёнку в школе комфортно, он накормлен. Иначе ни о какой учёбе речи идти не может.

ИА «Эхо СЕВЕРА»: 

— Сейчас активно обсуждается ситуация со школой РЖД в Котласе. Родители учеников бьют тревогу, они уверены, что школа закроется. Однако есть и другая информация, что о закрытии речи не идёт.

Екатерина Прокопьева: 

— Эта школа много лет содержалась железной дорогой для детей собственных работников. Очень грустно, что в РЖД отказываются от своих социальных обязательств.

При этом все об этом вроде как знают, но официального решения нет.

Понимаете, у нас в РФ есть Закон об образовании. В нашей стране у каждого ребёнка и родителей есть право на преемственность в образовании, на его получение. Я считаю, что в РЖД, руководствуясь, прежде всего Федеральным законом, должны сделать так, чтобы родителям учеников стало всё понятно.

В таком же замешательстве находится и муниципалитет — ни у кого на руках нет официальной информации. Тот же глава города не знает, когда эта школа закрывается.

В какой-то период РЖД писали нам обращение, где предложили области выкупить это здание. Сегодня этот вопрос закрыт.

Я знаю точно, если эту школу закроют, то муниципалитет вместе с областью предпримут все меры, чтобы дать каждому ребёнку право на продолжение образования. При этом нам конечно бы хотелось, чтобы РЖД и дальше продолжили нести эти социальные нагрузки.