Если в центральной части Архангельска можно пройти, по большому счету, не прилагая усилий от улицы Суворова до Выучейского без особых усилий сохраняя относительную чистоту собственной обуви, то Соломбала не оставляет людям такого шанса.
Буквально весь район в периоды распутицы покрыт толстым слоем черной жижи, называемой в народе гораздо короче. Единственный (!) чистый участок во всем районе — это небольшая площадка возле ТЦ «Соломбала Молл».
Люди здесь живут по принципу «дома нормально, снаружи ужасно». По Соломбале уже не гуляют — негде. Вся жизнь тех, кому не повезло приобрести автомобиль, сводится к пробежке от остановки к ближайшему магазину и скорей в квартиру, перепрыгивая через лужи.
Местных автомобилистов ждет ежедневная пробка на двух главных улицах и войны за пяточек грязи под домом, куда можно поставить любимый кусок металла на колесах.
«Архангельск — город мосточков» — это, во многом, про Соломбалу. Деревянный настил — это чуть ли не главный абсурд, творящийся в районе.
Весна — мостки всплывают, половину лета, раскиданные паводком доски, гниют на солнце, в августе приезжают коммунальщики, где-то латают настил, где –то ставят новый и в октябре он снова уплывает в неизвестном направлении. Зимой вновь разрушенный «тротуар» засыпает снег, круг замыкается. И так каждый год.
Хоть «что-то святое» в районе оставалось, пока жила набережная Седова. Сегодня сверху огромной кучи песка можно ставить крест на ее могиле.
Теперь там нет вида на реку из-за масштабного ремонта, просроченного, как минимум, на год. Вместо органичной деревянной застройки теперь стоят убитые временем сараи с рекламой наркотиков. Англиканская церковь — визитная карточка набережной и города теперь вызывает только желание снести всю улицу бульдозером. 100 миллионов влили, даст Бог, еще 100 вольют.
Пересечение набережной с улицей Кедрова никогда не было лучшей ее частью, но теперь жители Хабарки превратили все свободное место в стихийную парковку. Причем немного удивляют вложения островных жителей. У человека есть миллион на авто, но не на жилье с другой стороны реки.
Теперь же доминантой бывшей главной прогулочной улицы района является чернеющий остов сгоревшего военкомата. Пепелище стоит уже более пяти лет, представляет опасность, но остается на своем месте.
Пристань и козырек на ней — место встреч местных романтиков. Видимо, любовь заставляет граждан забыть, что Поморье — не помойка и Север должен быть чистым.
В завершении мусорной темы: данная контейнерная площадка находится в десяти метрах от предыдущей. Главное отличие — это помойка «для богатых» рядом с дорогим многоквартирным коттеджем. Вопрос: «Почему?» не выходит из головы. Значит, все-таки, умеют нормально убирать выпавший мусор, умеют содержать контейнер и площадку в чистоте.
Не все знают, но в Соломбале есть еще одна набережная канала, прорытого еще при Петре I. Сегодня она выглядит слишком страшной даже для тех времен.
Через дорогу от реки находится школа № 50. Ученики младших классов бегают сюда играть на больших переменах, дети постарше облюбовали опасный помост, так как тут можно спокойно покурить без внимания учителей. Находится на нем просто опасно. Никогда не знаешь, какая доска сломается. Вся конструкция держится на метровой высоте, а древние сваи то и дело норовят треснуть, добавив дорожке изгибов.
Естественно, под досками на всей протяженности очень давно образовалась перманентная свалка. Соломбалка — один из самых грязных водоемов города. Аромата добавляют стекающие сточные воды.
А вот по таким «дорогам» дети добираются до этой самой школы:
Корреспондент честно пытался показать хоть один хороший двор в качестве примера. И почти получилось:
Но, как ничто, атмосферу района передают данные кадры. На всякий случай сообщаем, что на фотографии не наложено никаких фильтров и цвета никто не убавлял. Для Соломбалы черно-белые фильтры не требуются.
Добро пожаловать: