Режиссер: Адам МакКей

В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Сэм Рокуэлл, Билл Пуллман, Стив Карелл

В прокате с 21-го февраля


Обычно, фильмы подобные «Власти» не добираются до российского проката, поскольку выглядят в нем довольно странно. Для того, чтобы понимать, о чем идет речь, зрителю необходимо знать контекст, а автору сделать так, чтобы даже без этого контекста кино было хоть как-то понятно по всему миру.

В данном случае, прочтения статьи с Википедии перед фильмом будет недостаточно. Из сухой информации из энциклопедии можно узнать, что Дик Чейни – именно о нем фильм «Власть», - это американский политик, министр обороны США при Буше старшем. Пик его карьеры пришелся на президентство Буша младшего.

Именно в это время Чейни встает на пост второго человека в государстве. По факту, довольно часто ему приходилось быть первым лицом и действительно вставать на пост главы государства когда Бушу младшему делали операции или он уезжал на свое ранчо, чтобы «подумать» после истории 11-го сентября 2001-го.

Но даже в ту роковую дату от вице-президента было куда больше толку, чем от самого Буша. Пока самолеты врезались в небоскребы, глава государства читал сказку детям начальных классов, а после известия впал в семиминутный ступор, Чейни готовил официальный ответ правительства, который также вышел не ахти, зато это было хоть что-то.

Также Чейни во многом повлиял на позицию Буша, касательно проведения военных операций на Ближнем Востоке. Да и в общем имел довольно сильное влияние на политику президента в свое время.

Однако Википедия, как и положено энциклопедии, ничего не сообщает нам о том, что Чейни был и остается одним из главных объектов насмешек, среди американских политиков. Как минимум, из за имени Dick.

Количество анекдотов с его участием почти догнало «самого глупого губернатора (Аляски, - прим. ред)» Сару Пейлин.

Во время предвыборной компании Обамы, Чейни высмеивал каждый первый демократ.

И это подводит ко второму важному фактору в восприятии фильмов об американских политиках: за кого голосует режиссер.

В большей своей части, Голливуд поддерживает демократов, раз за разом выставляя республиканцев повернутыми на христианстве маргиналами. Собственно, республиканцы поступают не лучше. Например, Обаму долгое время показывали чуть ли не как наркомана-эмигранта.

Тот же Чейни до конца требовал от Обамы публикации его свидетельства о рождении, за что получил новый ворох насмешек и обвинений в расизме.

«Власть» также снята режиссером, придерживающимся либеральных взглядов, поэтому объективного взгляда от кино ждать не стоит. Собственно, фильм на них и не претендует. Зато перед нами едва ли не единственный комедийный байопик о персонаже такого уровня.

Российское прокатное название «Власть» удачное, раз уж в нем сохранено начальное «V» — латинская буква означает, как известно, победу Черчилля. Но все равно многозначительность заголовка «Vice» никак не перевести: это еще и «порок», и «вице-».

Список претензий к администрации Буша-младшего известен: тюрьма Гуантанамо, ничем не мотивированная война в Ираке, обеспечившая взлет никому не известного до тех пор аз-Заркауи и запрещенного в России ИГИЛ.

Это все реальность, многократно описанная в том числе и американским кинематографом. Достаточно вспомнить плакатное кино Майкла Мура («Фаренгейт 9/11») и Оливера Стоуна («Буш») или, скажем, чуть сложнее устроенный «Неизвестный известный» Эррола Морриса.

Однако не стоит ждать от «Власти» полной деконструкции образа Чейни, как это было во «Фрост против Никсона». Режиссер больше заигрывает с самыми разными приемами, поэтому фильм время от времени становится чистой документалкой, а в следующей сцене стандартным биографическим кино с менторским закадровым голосом.

Все это показано с огромной долей сатиры над всей республиканской партией начала двухтысячных. Но при этом, не стоит забывать, что большинство фактов и реплик героев действительно имели место быть в реальной жизни.

В данном фильме неожиданно ярко виден почерк режиссера, что несвойственно байопикам.

«Власть», как и предыдущая работа МакКея – «Игра на понижение» также большое внимание уделяет финансовому кризису конца двухтысячных, также ломает 4-ю стену, рассказывая довольно серьезные вещи в комедийном ключе и самое главное – это Кристиан Бейл

За сложность во «Власти» должен был, по всей видимости, отвечать главный герой — Дик Чейни, сыгранный Кристианом Бейлом. Для этой роли он провернул свой знаменитый фокус — радикально набрал вес.

Потолстевший, облысевший, одышливый Бейл настолько похож на своего героя, насколько это вообще возможно. Тюфяк Чейни в его исполнении, кажется, действительно любит свою семью, и что-то внезапно сквозит в его взгляде, когда он, несмотря на политические устремления, принимает гомосексуальность одной из дочерей.

Но эти элементы психологического реализма идут в разлад с пародийной природой фильма. Ведь суть пародии в намеренном преувеличении одних черт и пренебрежении другими — тут едва ли нужна глубина или объем, скорее эффектные гиперболы и аналогии.

Можно даже сказать, что усилия Бэйла восполняют просчеты драматургии. В отличие от предыдущего фильма Маккея, получившей сценарного «Оскара» «Игры на понижение», «Власть» подверглась достаточно жестокой критике, невзирая на статусные восемь номинаций Американской Академии. Это и понятно.

В «Игре на понижение» Маккей, которого знали, как легкомысленного комедиографа, мастерски препарировал самый некинематографичный сюжет на свете — финансовый кризис. Во «Власти» ожидания возросли, а жанр был выбран несколько более банальный: сатирическое жизнеописание одиозного политика.

Самое грустно, но и самое интересное — режиссер в точности предсказал реакции на собственный фильм, вставив их в титры в качестве постановочной сцены с первой фокус-группой, смотревшей «Власть».

Консерватор недовольно замечает, что кино получилось «слишком демократическим», либерал с преувеличенной вежливостью возражает: «Зато тут все чистая правда». Потом они начинают драться.

А девушки, не мешая драке, шепотом обсуждают недостатки последней серии «Форсажа». И зрители, и избиратели в США действительно устроены именно так, в большей своей части. Уже поэтому хочется поддержать Адама Маккея, ищущего новые способы снимать политическое кино.

С эвакуации американского вице-президента Чейни 11 сентября 2001-го после попадания первого самолета в одну из башен ВТЦ, по сути, начнется новая политическая эпоха.

Закрутится юридическая машина, соратники Чейни проведут разъяснительную работу и наделят исполнительную власть США практически неограниченными полномочиями — в том числе правом на прослушивание телефонов, перлюстрацию почты, пытки военнопленных и подозреваемых в терроре.

Всеми этими полномочиями власть располагает и сегодня — мрачно заключают финальные титры.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».