Сегодня в здании Архоблсобрания состоялось расширенное заседание комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии. Оно касалось разработки проекта областного закона «О внесении изменений в областной закон «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» и анализа практики применения статьи 18 этого закона, в которой определены исключительные случаи осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Итоги заседания комитета комментирует депутат Архангельского областного Собрания Александр Дятлов, — далее цитата:

«Мы уже более года занимаемся этим вопросом — занимаемся «отбеливанием» лесной отрасли совместно с областной налоговой, региональным Правительством и нашими крупными лесопромышленными предприятиями. Итогом, как вы знаете, стало подписанная Хартия в сфере оборота древесины. 

Ключевым положением Хартии является то, что компании, подписавшие этот документ, подтверждают свою приверженность принципам честной конкуренции и берут на себя ряд обязательств, в том числе — обеспечить максимальную прозрачность своего бизнеса, не получать конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей либо участия в схемах незаконного возмещения НДС.

В связи с этим мы давно обращаем внимание на муниципальную лесосеку, — это лесной фонд, который раньше давался муниципальным образованиям для того, чтобы они решали свои проблемы на территориях. Этот лес использовался на нужды МО.

Здесь надо понимать, что наше законодательство часто меняется. Так, например, на федеральном уровне у нас предусмотрено, что для крупного бизнеса предполагается реализация инвестиционных проектов, а для малого и среднего — аукционы.

Что касается муниципальной лесосеки, то ранее аукционы для малого и среднего бизнеса проводились на территории муниципалитета. И в аукционной документации было прописано, что победитель обязан поставить древесину для этого МО. Затем этот пункт прокуратура отменила.

Отныне предприниматель, который выиграл аукцион, ничего не обязан поставлять муниципалитету. Ему гораздо выгоднее попросту продавать эту древесину накорню.

Также федеральным законодательством были введены аукционы, проводимые на электронных площадках.

Раньше степень добросовестности предпринимателей мог определить глава МО, который приглашал к себе представителей бизнеса. Сейчас на электронных торгах может заявиться любой желающий и повлиять на них никто не в силах.

В итоге люди, которые побеждают, муниципалитетам ничего не поставляют. Поэтому вопрос с обеспечением древесины в муниципальных образованиях поднимается все чаще. Этих проблем предостаточно.

Сейчас статья 18 областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» фактически уже не действует. Проведенные прокуратурой Архангельской области и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса проверки целевого использования древесины, заготовленной по договорам купли-продажи, показали, что более 80% (а некоторых районах Архангельской области 100%) древесины, полученной по результатам проведения аукционов, остается у лесозаготовителя (победителя аукциона) и используется им по своему усмотрению.

Получается, что у нас появляются лишь 20% объектов, заявленных муниципалитетами. Тоже самое касается и поддержки сельского хозяйства.

Именно поэтому мы совместно с прокуратурой предлагаем отменить эти исключительные случаи заготовки древесины. Считаем, что стоит заключить соглашение между крупными лесопользователями и муниципалитетами. 

Что позволит обеспечить их древесиной. При этом деньги на поддержку сельского хозяйства и других направлений предполагается брать из бюджета.

Отмечу, что зона, которая выставляется на аукционы для малого и среднего бизнеса, может быть расширена».

Конец цитаты.