Режиссер: Френсис Форд Коппола

В ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоренс Фишбрн, Роберт Дюволл

Дата премьеры в РФ: 17 июля 2003 года


В календаре мирового кинематографа 7-е апреля — дата знаменательная. Каждый год в этот день отмечает свой день рождения живой классик — режиссер Френсис Форд Коппола.

Надеемся, что для большинства читателей этот человек не нуждается в дополнительном представлении. Для тех же, кто по какой-то причине пропускал титры таких фильмов, как «Крестный отец», «Дракула» или «Апокалипсис сегодня», сообщаем: Коппола — признанный мировой классик кинематографа второй половины ХХ века.

Благодаря его режиссуре появились картины, ставшие основами целых жанров, актеры, снимавшиеся в его главных хитах, создали несколько архетипов персонажей, въевшихся в народную память, похоже, навсегда.

Если спросить у обывателя, как он представляет себе мафиозного дона, то он начнет описывать персонажа Карлеоне, блестяще сыгранного Марлоном Брандо. Если какие-либо другие режиссеры ставят фильмы про ветеранов войн (вне зависимости от места действия и происхождения героев), то в главных персонажах обязательно будет частица от капитана Уилларда в исполнении Мартина Шина.

Но сегодня у Копполы не просто день рождения, сегодня творец встречает свое 80-летие.

В позапрошлый юбилей режиссера студия выпустила режиссерское переиздание одной из главных историй о вьетнамской войне в кино — «Апокалипсис сегодня».

Поклонники данной картины и всего творчества Копполы из числа редакции «Эхо Севера» считают необходимым остановиться подробнее на этом фильме, поскольку кино получилось действительно знаковым, проводящим черту под темой войны американцев во Вьетнаме.

Фильм вышел в 79-м году. За 6 лет до этого, правительство США официально объявляет о выводе войск из Вьетнама, тем самым, фактически расписываясь в собственном поражении. Несмотря на то, что Соединенные Штаты еще долго не назовут эту войну проигранной, американское общество, в котором волна пацифизма вышла на новый уровень, сразу называет всю операцию в бывшей колонии Франции не иначе, как поражением.

Ветераны, вернувшиеся на родину, находят поддержку только в собственных семьях и в узких кругах «маргиналов», поддерживающих милитаристские инициативы.

Несмотря на то, что действие фильма происходит в самый разгар конфликта, герой — олицетворение общественных настроений американцев конца 70-х годов.

Капитан Уиллард уже давно убедился, что никаких высоких целей в этой войне его страна не преследует. Знает, что большая часть местного населения не поддерживает армию, в которой он служит. Капитан понимает, что эта война давно уже потеряла свой первоначальный смысл и едва ли имеет его вовсе.

Однако, несмотря ни на что, Уиллард — солдат и патриот. В начале пути ему дают задание, капитан без лишних вопросов отвечает: «есть». На вопрос «зачем?» главный герой сам себе отвечает в течение всего фильма — «остановить заведомо проигранную войну как можно быстрее».

Название «Апокалипсис now» имеет смысл не только «апокалипсис сегодня». Слово «now» можно перевести, как «наших дней», и даже, — «сейчас». Скорее всего, Коппола имел ввиду что-то схожее с тогдашними лозунгам хиппи о всеобщем мире и любви — «нирвана сейчас»

Изначально же фильм назывался «Психоделический солдат». Потом назывался «Нирвана now» почти до самого конца, пока режиссёры не увидели, что же они сняли в итоге.

В итоге в нирвану оказался погружен один персонаж (офицер Курц) и такое чувство, что в неё пытаются проникнуть все остальные, включая режиссёра, но по прибытию никому там не нравится.

Несмотря на навязчивое использование трека «The End» группы «The Doors» в начале и конце фильма, понятно, что этим всё не кончается ни в творчестве Копполы ни даже в судьбах персонажей, которые там присутствуют.

Главная актерская работа «Апокалипсиса» вовсе не образ Уилларда, а последняя великая роль Марлона Брандо, которой он страшно сопротивлялся, не уча текст, и, не желая худеть. В защиту Брандо можно сказать, что это была не совсем роль с прописанным характером и заученными диалогами.

У Копполы был интересный замысел — взять книгу Джозефа Конрада «Сердце тьмы» и сделать то, что никому не удавалось — экранизировать её, но так, чтобы на протяжении фильма никто не догадывался, что это «Сердце тьмы».

На самом деле, к книжке это имеет мало отношения, кроме того, что кто-то куда-то плывёт, чтобы найти некоего Курца. В оригинале Курц — это начальник фактории по заготовке слоновой кости. А вместо капитана Уиллорда к нему плывет Марлоу — инспектор этой компании.

Финал же должен был быть точной экранизацией некоторых сцен и диалогов из романа Конрада. Всю эту красивую схему нарушил Марлон Брандо, потому что он приехал на съёмки неготовым к своей роли.

Вместо того, чтобы, как договаривались, похудеть — приехал огромным, даже толстым (одна из точных цитат в книге в том, что Курц, сошедший с ума, должен быть истощённым, худощавым).

Его просят исполнять роль, а он, оказывается, её ещё не читал. И лежит себе в гамаке, а кипящий от гнева и ненависти Коппола читает ему вслух сценарий (при том, что Брандо платили какие-то невероятные деньги).

Кстати, режиссура вылезла за рамки бюджета ещё задолго до окончания сьемок, а ещё два года шёл монтаж. Парадокс в том, что фильмы, которые делаются так трудно, обычно, не получаются шедеврами. Шедеврами получается то, что делается легко и на одном дыхании, а тут это правило нарушено.

В одном из финальных разговоров с Уиллардом есть момент, когда Марлон на середине очень важного диалога запинается и в момент упоминания высшей силы поднимает глаза кверху. В то время зрители и критики считают это гениальной импровизацией актера На самом деле над головой у него были приклеены очень большими буквами строчки монолога.

Надо сказать, что Коппола по-разному работал со своими и чужими персонажами. С чужими он очень тщателен, как это делал в первом крёстном отце. Со своими персонажами всё по-другому. А здесь свобода, но не его, а великого артиста, который очень много внёс «от себя». Порой, неосознанно и, исходя из собственного тщеславия, а не желания проработать персонажа.

Самое потрясающее в этом фильме то, что этот апокалипсис «сегодня» и в других значениях «now» — смыслы, заложенные в монологи персонажей, применимы к любому времени, когда бы этот фильм не показывали.

Ощущение попадания в сюрреалистический мир настигает и не отпускает до конца просмотра. Причем, чем ближе Уиллард подбирается к Курцу, тем сильнее ощущение всеобщего сюра. Под конец даже краски природы приобретают неестественные кислотные оттенки.

Самое интересное, что реальный долгострой мог получиться вовсе не камерной картиной, а чем-то вроде репортажа в стиле гонзо. Спустя десятилетия этот вариант «Апокалипсиса» высмеют в пародии на него же «Солдаты неудачи».

Более того, по первоначальному замыслу это должна была быть чёрная психоделическая комедия. Совсем без комизма не обошлось и в Апокалипсисе. Сумасшедшие люди несутся на вертолётах уничтожать других ни в чём не повинных людей.

И для того, чтобы всем было нескучно за этим занятием, они запускают музыкальное произведение Вагнера «Полёт Валькиирий». Причем этот момент растянут настолько, чтобы зритель не понимал, откуда звучит музыка: из динамика в вертолете, в головах отморозков с пулеметами или это саундтрек, подставленный Копполой.

Несмотря на всю задорность данной сцены — это и есть тот самый апокалипсис и человеческий ужас, о котором в финале будет рассуждать Курц.

Этот фильм не столько о войне, сколько о пути конкретного солдата. От его довольно плачевного, но нормального состояния (пьяное, одинокое, жалеющее себя, состояние) к безумию, величию, которые обещает некий высший идеал. Но каждый зритель, как и главный герой, видит, что представляют из себя эти лидеры и их идеалы на самом деле.

По сути, фильм, как начался с песни «The end», так ей и закончился. Война как шла, так и идет. Герой ушел от саморазрушения, но стал ли он лучше? То есть, Уиллард готов был на суицидальные поступки как в начале, так и в финале. Разница только в мотивации.

Совершенно непонятно как об Апокалипсисе думать с каких-то совершенно скучных политических позиций. В СССР он считался, как ни странно, милитаристским фильмом, его не показывали. Европейско-американский взгляд — это классика антивоенного кино.

Каждая из этих позиций исходила из постулата «эти — хорошие, те — плохие». Понятно, что для двух сверхдержав «те» и «эти» имели противоположные значения.

Но в «Апокалипсисе», скорее всего, плохие — все. Не хорошие — точно.

Вроде бы, до самого конца мы понимаем, что Уиллард не убийца, он никакие вертолёты не запускал, никого не жёг, у него какие-то угрызения совести, он точно хорорший. А тот сумасшедший, лысый, который людей убивает, он точно плохой.

Но, когда один приезжает ко второму, и получается, что они являются одним и тем же человеком. И если один другого убьёт — тот ему за это скажет спасибо. Вот тут они меняются местами. Последний кадр, которым фильм заканчивается это лицо, сидящего в воде Уилларда. Которое совпадает с лицом каменногго будды.

Это классическая история дзена: если встретишь будду, то его надо убить. Только Курц дзен не поймал. В него погружается именно Уиллард, убивая лысого полковника.

«Апокалипсис сегодня» — знаковое кино, как минимум, потому, что, стараниями оператора и постановщика, фильм западает в память любому зрителю, причем перепутать кадры из «Апокалипсиса» с другими «вьетнамскими» экранизациями.

Вспоминаются широкие планы с надвигающимися, как мухи вертолётами, сцена на мосту, они все гениально сняты. Но то, что в фильме особенно интересно, это — наличие нескольких точек зрения, которые приводят к общей безысходности суровой реальности.

Есть точка зрения Уилларда, есть взгляд на него, когда мы видим его со стороны. И особенно это мастерски показано в монологах сумасшедшего Курца, когда он его слушает и весь мир вообще исчезает, сжимается, и мы видим только частичку лица Марлона Брандо, который говорит свои безумные, возможно, сымпровизированные монологи.

Крайне рекомендуем к просмотру именно режиссерскую, дополненную версию фильма.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».


*Фото: стоп-кадр из фильма «Апокалипсис сегодня».