Режиссер: Питер Фаррелли

В ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Себастьян Манискалько, Димитар Маринов

В прокате с 24-го января


60-ые годы в США – это не только Битлы и зарождение культуры Хиппи. Значительная часть американцев по-иному как «черной полосой» не называют это время.

Начавшиеся до этого активные протестные движения против расовой дискриминации закончились убийством главного идейного лидера Мартина Лютера Кинга в 1968-м, и даже тогда борьба за равные права чернокожего населения в Америке только начиналась.

Где-то там же, между 1962 и 1963 годом, сын итальянских эмигрантов и бывший военный Тони Валлелонга по прозвищу «Tony Lip» (Тони Болтун), успешно работавший вышибалой в местных клубах и ресторанах своего родного Нью-Йорка, нанимается богатым и талантливым музыкантом Доном «Доком» Ширли в качестве водителя, супервайзера и телохранителя для двухмесячного музыкального тура.

Правда, в привычном понимании, туром это назвать сложно, ибо в эпоху легитимности законов Джима Кроу (ограничивавших в правах чернокожее и индейское меньшинства) далеко не во всех штатах даже такому одаренному музыканту будут рады.

Поэтому их третьим неразрывным спутником станет заветная «Зеленая книга» («The Negro Motorist Green Book») — рукописный путеводитель для чернокожих, оберегающий своего обладателя от мест, где его же права и ущемляют.

Главное, что удалось «Зеленой Книге» — не стать очередным скучным нравоучением о вреде расовой дискриминации (да и любой другой), даже несмотря на основную проблематику, скрыто вынесенную уже в названии, и историческую предпосылку.

То есть, с одной стороны, она смотрит сразу шире на проблему. Фаррелли обращает зрительское внимание на любое проявление ксенофобии будь-то расизм, гомофобия или же непримиримость людей из разных социальных слоев и имеющих разные интеллектуальные способности. Проще говоря, на любой конфликт внутри социума.

С другой, режиссер, используя структуру роуд-муви, где главные герои из неприятелей становятся друзьями, старается найти ответ на вопрос: откуда же в нас столько ненависти к ближнему, откуда все эти укоренившиеся стереотипы?

Так, в одном из мест, где Дон Ширли собрался давать небольшой светский концерт, ему отказывают в совместном времяпрепровождении за ужином, объясняя это нерушимыми традициями белого населения штата, где исключением не станет даже богатый и почитаемый музыкант.

Тогда не выдержит даже Тони, в чьи обязанности входит обеспечение всех удобств клиента, и на попытку переубедить метрдотеля ресторана силой он получит лишь боязливый отказ, подкрепленный все той же песней про традиции.

Получается, что персонажем руководят лишь конвенциональные правила и бесполезные стереотипы. И в обществе, где их же и придумали, они работают как удавка — попытка им что-то противопоставить и сопротивляться, обездвиживает все больше.

Но как только зритель с помощью режиссера плюет на любые общепринятые нормы и каноны в том обществе, где этих норм никогда и не придерживались, дышать сразу становится легче и свободнее.

Фаррелли задорно и остроумно подчеркивает и данную мысль в, пожалуй, самой миловидной сцене с поеданием персонажами (черным и белым) крылышек Kentucky Fried Chicken, где весь этикет и правила исчезают. Объедки курицы и вовсе летят из окна кадиллака.

Режиссер несколько раз за фильм делает акцент на неумении людей принимать чужой уклад жизни и привычки. И каждый раз герои переступают через стереотипы, принимая различия друг друга, пусть и через конфликты.

Никакие воинственно настроенные движение даже против расизма в Америке так ни к чему и не привели во время пика данной проблемы.

Достаточно вспомнить и партию Черных Пантер, активно выступавших в свое время за подавление любыми методами агрессии против чернокожего населения, и массовые беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году, чьи предпосылки тоже лежали в несправедливости к чернокожему населению и последующей мстительной агрессии, вымещаемой на любого подвернувшегося белого.

По сему, персонаж Дона Ширли и есть тот самый человек, с высоко приподнятой головой, чья единственно возможная неприкосновенная философия — гуманизм.

Даже Тони, чья главная особенность – решать вопросы кулаками, ближе к финалу понимает, что такой подход только вредит делу.

Гуманизм — одно из главных ценностей «Зеленой Книги», которое проходит проверку лишь временем.

«Зеленая Книга» максимально непохожа на предыдущую фильмографию Фарелли, которую он делил со своим братом Бобби. К ним обоим, никогда серьезно и не относились, их картины всегда были наполнены легкомысленностью и пошлостью сугубо комедийных проектов.

Но что точно выходило за их привычные рамки, так это невозможно-пошлый «Муви 43» (чей градус юмора и абсурда заставляет многих его причислять к жанру «Так плохо, что хорошо») и обманчиво веселый легкомысленный «Тупой и еще тупее» (чей статус сейчас приобрел культовость).

Интересно, что и «Книга» и «Тупой и еще тупее» - это представители классического роуд-бади-муви, чьи сюжетные приемы схожи в примирении конфликтов двух, с одной стороны, разных, с другой — похожих пассажиров.

И при этом, обе картины диаметрально противоположны по мироощущению, ибо несмотря на общую легкость и жизнерадостность, дебютная работа заканчивается на куда более печальной ноте, нежели воодушевляющий конец «Зеленой книги».

«Зеленая Книга» — тот фильм, который не учит вас жить и не читает мораль. В эпоху либерально настроенного общества, когда все эти темы ксенофобии уже рассказаны тысячу раз, картина Питера Фаррелли занимает место лишь, как напоминание о настоящей дружбе, коей никакие стереотипы не помеха.

Ощущение легкости и отсутствие пафоса в кино про вред ксенофобии – пожалуй, главное, за что этот фильм можно пересматривать и пересматривать.


Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».