Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Клинт Иствуд, Брэдли Купер, Мэнни Монтана, Таисса Фармига, Энди Гарсиа

В прокате с 28-го февраля


То, что Клинт Иствуд жив, здоров, снимает и снимается, само по себе невероятно.

Главный голливудский ковбой давным-давно всем всё доказал. В XXI веке он существует на правах энергичного режиссёра-ветерана, который с завидной регулярностью снимает новые фильмы, но сам играет в них всё реже.

Для «Наркокурьера» он решил сделать исключение, заинтересовавшись реальной историей Лео Шарпа, ветерана Второй мировой, который на девятом десятке вдруг стал посыльным у картеля.

Именно историей «Наркокурьер» и интересен. Полиция задержала 90-летнего Лео Шарпа в 2011 году; он оказался самым пожилым и самым эффективным (кто захочет арестовывать безобидного дедушку?) наркокурьером в истории США.

Впрочем, выдуманный Иствудом и Ником Шенком (он же написал сценарий «Гран Торино», предыдущего иствудовского фильма с ним самим в главной роли) Эрл Стоун лишь отчасти похож на своего прототипа.

В чём-то фильмы «Гран Торино» и «Наркокурьер» действительно похожи. Иствуд снова играет человека, который не спешит прогибаться под изменчивый мир, правда, на этот раз, человека чуть более мягкого.

Его герой то ли притворяется, то ли действительно не понимает до какого-то момента, что в багажнике у него десятки килограмм кокаина. Когда поймёт, будет уже поздно, ведь деньги нужны всегда. Тем более их можно пустить на благое дело, например, отремонтировать танцевальный зал для ветеранов.

В какой-то степени главный персонаж является альтер-эго самого режиссера. Нет, можно быть уверенным, что Клинт Иствуд всё-таки умеет писать СМСки, но его отношение к современному миру выглядит очень похожим.

Герой «Наркокурьера» по-доброму смеется над мужиками, которые без интернета не способны сменить колесо машины, ворчит на уткнувшихся в телефоны миллениалов и позволяет себе обращаться к чернокожим, используя запретное слово на букву «н».

Сам Иствуд выглядит точно так же несовременно — позволяет себе открыто поддерживать Трампа, любит гольф и джаз. И поэтому морали от старого деда из прошлого не воспринимаются всерьёз, тем более что его главный месседж вполне себе аполитичен.

Эрл Стоун раскаивается, что из-за работы потерял семью, а ведь это самое важное, что есть у человека. Молодое поколение в лице Брэдли Купера улыбчиво кивает, но вряд ли последует его советам.

Однако, что немаловажно, в своих ошибках и заблуждениях ни Иствуд, ни его персонажи винить никого, кроме себя, не склонны. И своим примером пытаются оградить от них тех, кто в состоянии разобрать в этом старческом ворчании вполне внятный посыл.

Фокусирующий внимание на ценностях, сейчас пренебрежительно именуемых консервативными (как будто это что-то плохое), а на самом деле находящихся вне времени. Сколько бы восторга у юных поколений ни вызывал дивный новый мир с его несколько безумным в своей непрерывности ускорением.

Наркокурьер» — это 37-й фильм Иствуда в качестве режиссера. Порой смотреть на постаревшего Иствуда бывает грустно, но сам он пожилого возраста не стесняется, к тому же выгодно использует свои годы для художественного повествования.

Компанию Клинту Иствуду в «Наркокурьере» составили Брэдли Купер и Лоуренс Фишборн — они стали агентами по борьбе с наркотиками, однако ничем особенным не запомнились. А одну из лучших ролей в ленте исполнила Дайан Уист, сыгравшая супругу главного героя.

Никто из этих персонажей по-настоящему не интересен и функции у них чисто номинальные. Если есть преступление, то и наказывать за них кто-то должен.

Иствуд в свои 88 лет притягивать к себе внимание не хуже, чем в расцвете своих сил. И не поддаться его обаянию и силе духа довольно трудно.

«Наркокурьер» — старомодное, неторопливое кино о неумолимом времени, которое лишь делает вид, что такое простое и понятное. Иствуд тут и там расставил свои острые замечания, едва заметные горькие насмешки над современностью. Так уже никто не снимает, но автор, как и хитрый старик Эрл, упрямо следует своим маршрутом.

Клинт — как и главный герой — знает, что ему сойдёт с рук и откровенный мелодраматизм, и резкие тональные сдвиги, и томное разглядывание женских тел, и даже, сказанное прямо с экрана запретное вышеупомянутое слово на «н».

Потому что он уже старый, потому что он из другой эпохи, потому что он Клинт, мать его, Иствуд в конце концов. В таком возрасте и с таким культурным весом можно и прописные истины вслух проговаривать — главное, не забывать при этом быть искренним, по возможности интересным ну или хотя бы смешным. У «Наркокурьера» проблем нет ни с одним из этих качеств.

В «Наркокурьере» — несмотря на, казалось бы, острую тему — почти нет отрицательных персонажей. Все герои, кроме Эрла, симпатичные и, по сути, скорее комические. Они часть большой игры, работающей исправно ровно до тех пор, пока в ней не появляются люди, не умеющие получать удовольствие от процесса.

Именно в этом «Наркокурьер» и видит главное зло: не в наркотиках, не в копах и не в ужасном эгоизме Эрла, от которого он так пытается отмыться. А в людях, что воспринимают это всё слишком всерьёз.

Интересно, что такой вывод звучит именно от Клинта Иствуда — чьи самые популярные герои как раз очень серьёзные и суровые. Не зря его карьера часто представляется борьбой с устоявшимся поп-культурным образом: начиная с «Непрощённого» 1993 года, Клинт нередко изображал своих персонажей сломленными, побитыми и слабыми.

В этом смысле Эрл Стоун выглядит как логичная следующая ступень — да, это нелепый старик, нередко ошибавшийся в прошлом, но в нём совершенно не чувствуется надлома. Если раньше Иствуду надо было проводить героев через огонь и воду, чтобы оказаться хоть в каком-то подобии гармонии (что обычно заканчивалось для них трагически), то теперь сама гармония и становится ключом ко всем проблемам.

Ему больше не надо притворяться, Клинт наконец может открыто заявить: какими бы опасными делами ни занимались его персонажи, всё это время он всего лишь хотел выращивать цветы.


Александр Губкин

18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».