Официальный релиз по данному поводу опубликован на официальном сайте экологической организации.

На минувшей неделе в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в рамках VI сессии подкомитета по предотвращению загрязнения морской среды (PPR6) делегаты утвердили Методику оценки воздействий от введения запрета на тяжелое жидкое топливо (флотский мазут и т. п.) в арктическом судоходстве. Это означает, что уже через год будет разработано соглашение о параметрах введения этого запрета.

Угрозы аварийных разливов мазута, выбросы сажи и других загрязняющих веществ при его использовании в Арктике с судов — все это стало поводом для принятия в 2018 году в ИМО «политического» решения о необходимости введения запрета на использование этого вида судового топлива. Чтобы разработать правила по введению запрета, принято решение провести в каждой арктической стране оценку последствий от его введения с точки зрения выгод и недостатков.

Для этого необходимо было разработать и утвердить Методику, что и было сделано на VI сессии подкомитета PPR. Теперь до конца этого года арктические страны проведут исследования экономических и социально-экологических последствий введения запрета, и на основании сделанных выводов в 2020 году будут разработаны конкретные параметры по введению запрета — сроки, этапы, исключения и т. д.

«Заинтересованность России в разработке и согласовании методики оценки при введении запрета обоснована и понятна, ибо именно у нас самая большая доля судовых операций в Арктике— говорит Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса, WWF России, участник сессии в составе делегации WWF. — Последствия введения такой меры могут быть самыми разнообразными для нашей страны. Именно поэтому российская делегация принимала активнейшее участие в обсуждении Методики».

При поддержке коалиции природоохранных организаций «За чистую Арктику», в которую входит и WWF, в преддверии сессии PPR6 были проведены пилотные оценки экономических последствий от введения запрета на использование мазута, в том числе и на примере судоходных операций на терминале ПАО ЛУКойл «Варандей». Исследование, выполненное международной консалтинговой компанией, показало, что при переводе судов, обслуживающих этот терминал, на дистиллятное топливо, рост затрат составит около 6%, а при переходе на СПГ затраты не увеличатся вовсе.

Проведенные WWF России эколого-экономические оценки подтверждают эффективность как перевода судоходства в Арктике на СПГ, так и замещения нефтепродуктов и угля для энергетического обеспечения в рамках «Северного завоза».

«Мы надеемся, что Россия сохранит такую же активную и конструктивную позицию по вопросу снижения угроз аварийных разливов и выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов от арктического судоходства и в дальнейшем, — отметил Алексей Книжников. — Вполне очевидно, что наша страна может стать лидером по скорейшему переводу судоходства в Арктике на такие альтернативные виды топлива, как, например, СПГ. Это позволит в среднесрочной перспективе вовсе отказаться от топлива на основе нефтепродуктов».

Эксперт отметил важность имеющейся политической поддержки газомоторному топливу для транспорта, которую в очередной раз озвучил Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в феврале 2019 года.