Первую историю журналистам редакции рассказала одна из постоянных читательниц, проживающая в доме на проспекте Дзержинского, 5 в Архангельске.

— У меня газовый счетчик установлен довольно давно, был из первого поколения, так сказать. Меня он устраивал, платить приходилось значительно меньше, чем по тарифу. Но с некоторых пор я стала замечать, что квитанции на оплату газа приходят из расчета по тарифу. А я продолжала платить по счетчику — эту операцию я провожу через личный кабинет в Сбербанке, с карты.

Смотрю — долг все прибывает. Дело в том, что я очень не люблю ходить по всяким кабинетам, и меня поймет всякий, кто знаком с российским чиновничеством.

Ведь у чиновника всегда и во всем виноват пришедший к нему на прием человек.

Со временем, когда я убедилась, что ситуация сама по себе не рассосется, пришлось идти в газовую службу, что на Тимме, 23.

В абонентском отделе мне заявили, что меня предупреждали о необходимости замены счетчика, что я проигнорировала все предупреждения (мои заверения, что я не получала никаких предупреждений, были бесполезны), вот поэтому и меня перевели на тариф.

Пришлось согласиться, что я сама виновата (см. выше), а также с тем, что надо ставить новый счетчик.

За ним меня отправили в другой отдел, где я купила необходимый прибор учета и все, что к нему прилагается — краны и шланг. Оформила заявку на установку — на ближайший понедельник. И, не прошло и получаса после моего возвращения домой, как раздался звонок в дверь.

— Кто?

— Горгаз!

Молодой человек заявил, что ему необходимо проверить газовый счетчик. Я ему тут же выложила, что была у них в отделе, что купила новый счетчик и заказала мастера. Он прошел на кухню, записал данные счетчика, просмотрел квитанции, поохал по поводу моего долга и сказал, что они могут заменить счетчик сегодня же, что здесь работает их бригада, надо только согласовать со старшим смены и пригласить мастера для установки прибора.

Тут же позвонил, пришел еще один человек, посмотрел на мой старый счетчик, а затем первый мой визитер опять же по телефону вызвал мастера.

Словом, все шло как положено, счетчик установили, проверили, нет ли утечки газа, взяли с меня плату за установку — именно ту сумму, которую мне называли при заказе в офисе газовой службы. А также попросили оплатить долг, предупредив, что эти деньги будут учтены в следующих платежах.

Я записала данные удостоверения моего визитера: Горгазтехслужба, Руденок Александр Андреевич. Показания старого счетчика были зафиксированы у него в ведомости, а также он забрал последнюю квитанцию — типа, она ему нужна, чтобы сдать деньги в кассу. Мне были выписаны квитанции — одна за работу по установке, вторая — по оплате долга.

Я спросила, как быть с заказом мастера на понедельник, он ответил, что мастер придет и поставит пломбы на счетчик. Ладно, до сих пор все нормально, не правда ли?

А в понедельник пришел мастер и — обухом по лбу: это мошенники, мало ли кто к вам придет, мало ли что сделает, скажите спасибо, что без особых последствий.

Пломбы ставить отказался, послал разбираться в контору. А там пришлось опять же проходить все круги ада общения, завершилось разговором со старшим мастером. И тут мне внушали: у нас служба называется не горгаз, а филиал Архангельскоблгаза, что я сама виновата…

В итоге разговора — слава богу, что обошлось без повышенных тонов — я выяснила, что контора эта — Горгазтехстрой — им знакома, питерская, эти работники имеют право ставить счетчики, что раньше они так делали, а потом приходили в филиал облгаза, сдавали документы и деньги, отчитывались, а теперь руководство конторы «слиняло» (цитирую), бросив сотрудников на произвол судьбы.

И теперь на все воля Божья и этих ребят, которые у меня работали: они могут прийти в филиал облгаза, отчитаться, сдать деньги и документы — а могут и не прийти.

Мне предложили подождать — а что же мне остается?

Жду. И молюсь.

                                                                                                          ***

Вторая история — это собственно даже не история — обычный бюрократический плевок.

Вот такие с позволения сказать «писюльки» раскидали доблестные работники газовых служб в одном из домов на улице Вроскресенской.

Вот так проводится работа по проверке безопасности газового оборудования.

Своеобразное алаверды к взрыву в Магнитогорске. И вместо рассуждений на тему, ПОЧЕМУ В РОССИИ С ЖУТКОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ВЗРЫВАЕТСЯ ГАЗ В ДОМАХ.

Всё просто — дело в наплевательском отношении к своим обязанностям газовых коммерсантов.

Незамысловатое объявление просто закидывают по почтовым ящикам. В объявлении ссылка на постановление правительства, разъяснение обязанностей гражданина по эксплуатации газового оборудования и предписание владельцу квартиры (цитата): «обеспечить доступ к оборудованию с 9:00 до 16:00 01 февраля».

1 февраля — рабочий день. С 9 до 16. Это значит, что человек должен в рабочий день быть не на работе, а безвылазно сидеть и ждать дома работников облгаза.

Даже в магазин не выйти. Скотство? Да, скотство.

А человек ещё может быть в отпуске, в больнице, просто у него могли быть планы.

Естественно, что 99 процентов, работники облгаза не найдут дома человека. Не попадут в квартиру и просто поставят напротив номера квартиры в отчетном листе значок — дескать, посещали-не открыли. И так до следующего года.

А потом мы задаем вопросы: почему дома взрываются и кто в этом виноват.

Виноваты акционеры и директорат конкретного Акционерного общества «Архангельскоблгаз», которые не могут наладить рабочий процесс так, чтобы гражданам было удобно, и превращают вопросы безопасности в профанацию.