Режиссер: Алексей Леонидович Сидоров

В ролях: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум, Винценц Кифер

В прокате с 27-го декабря


Российские фильмы о Великой отечественной войне – это отдельный жанр кинематографа. Направление этого жанра меняется вместе с направлением мысли широкой общественности. Причем полярные по смыслу фильмы об одном и том же периоде мог снимать один и тот же режиссер.

Например, в девяностые нацистов было модно показывать чуть ли не лучше, чем советское руководство в лице какого-нибудь красного комиссара. В двухтысячных часто можно было встретить картины, действие которых проходило в 40-е годы, но не на передовой, а в ГУЛАГ-е, далеко в тылу.

Естественно, отрицательными персонажами, в данном случае, будет советское командование лагеря, а главный герой – заключенный, в 90% случаев, политический.

Жирную точку в серии «антипатриотических» лент поставил фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Прокат и отзывы четко дали понять, что зрители устали то ли от вечных ГУЛАГ-ов, то ли от поливания грязью истории своей страны. Мнения звучали разные, но не понравилось никому, кроме самого Михалкова.

После долгого затишья, в 2014-м году, спрос на патриотизм снова вырос и потребовалось чуть больше года, чтобы этим патриотизмом начали пользоваться все, кому не лень.

Создатели кино усвоили ошибки предшественников, набили собственные и к 2018-му году сумели, кажется, вывести идеальную формулу боевика про войну.

Наверное, только слепой не заметит, что в жанре военных фильмов появился поджанр - кино про танки.

Только за последние год-полтора вышли «Несокрушимый», собственно, «Танки» и последний, на текущий момент, «Т-34». Был еще «Белый Тигр», но это название лучше вообще не произносить вслух, настолько «хорош» фильм.

Ходят слухи, что все подобные картины спонсирует одна белорусская компания, выпускающая очень популярную в России онлайн-игру про танки. Такой прецедент уже был с фильмом «28 панфиловцев». После данной картины характерные приемы раскрытия боевых машин во всей красе стали повторяться из фильма в фильм.

Среди фильмов данной тематики «Т-34» почему-то резко выделяется. Причем, складывается ощущение, что создатели сами не ожидали такого успеха, поскольку стандартная рекламная компания крупного российского фильма началась только после первой недели проката.

Зато продвижение фильма ни на шаг не отходит от проверенной формулы: на телевидении кино пиарят в новостях, где зрители после просмотра говорят одно и то же, как по сценарию, а в интернете все, что может воспроизводить рекламу будет показывать постер или трейлер «Т-34».

Ну и, само собой, львиная доля сеансов в кинотеатрах тут же отходит «масштабному российскому кино», как и завещал Мединский.

Итак, что же такое «Т-34»? Это стилизованный под Голливуд боевик про танки, в котором собраны лучше (по мнению создателей) особенности всех последних военных фильмов.

Из «Сталинграда» взят слоу-моушн к месту и не к месту и Александр Петров, из «28 панфиловцев» взята идеологическая направленность, из «Утомленных Солнцем» танки с ярким флагом во всю башню, а из «Собибора» концлагерь и дерзкий побег.

Начнем с очевидных плюсов фильма:

В сценах полностью отсутствует квасной патриотизм и присутствует правильная идеологическая направленность. В 2019-м году выглядит подобное удивительным, но в этом кино про ВОВ герои сражаются за Сталина, Интернационал и трудовой народ, а не за Бога, некую «Россию» или вопреки дуракам-командирам.

Командиры, как ни странно, ставят боевые задачи, а не отдают идиотские приказы, не расстреливают своих пачками и не заваливают врага трупами.

Герои же не впадают в истерику по каждому поводу. Скорее наоборот: экипаж танка, услышав приказ, задает лишь один вопрос «где враг?» и более не прекословит.

Даже украинцы не предатели и вообще нормальные люди, правда умирают в первые 30 минут.

Нацисты здесь представлены, по сути, одним человеком, которого можно охарактеризовать, как «жестокий, но справедливый». Это и есть главный отрицательный персонаж. Он показан без особых перегибов, но абсолютно лишен каких-либо запоминающихся сцен. Стандартному боевичку вполне подходит самый стандартный антагонист.

Остальные актеры тоже находятся где-то на уровне «нормально».

Александр Петров в "Т-34" выполняет роль звезды, поэтому особо стараться ему не нужно. Он тут играет самого себя в любом другом фильме.

Виктор Добронравов – это точная копия своего отца. Говорит, выглядит и играет сын абсолютно точно так же, как и отец Федор. Оказывается один образ можно пронести сквозь поколения.

Для Антона Богданова, начинавшего с роли гопника в сериале «Реальные пацаны», и, продолжавшего до сего момента играть такого же гопника в полнометражных комедиях низкого качества, роль наводчика по кличке Волчок лучшая за всю карьеру и актер это понимает. Понимает настолько хорошо, что прилипшего к нему старого образа почти не видно.

Героиня Ирины Старшенбаум по сюжету не особенно и нужна, но следует отдать должное кастинг-директору. На подобные роли можно было найти актрису гораздо хуже. Мария Кожевникова из «Собибора» тому пример.

А теперь к минусам, коих куда больше, чем положительных моментов.

Большая часть действий на экране представляет собой странную нарезку из крупных планов членов экипажей внутри кабины танка и перемещение машин по карте. Наверное, 40 минут из двухчасового фильма зритель будет видеть следующую картину:

Главный герой или его противник наводят пушку на цель, в это время камера все ближе подлетает к лицу наводчика, команда «ОГОНЬ», склейка, и в экран в очень медленном слоу-мо влетает снаряд из пушки, далее действие переходит в кабину тех, в кого стреляли и все повторяется только уже в другом танке.

Финалом таких боев служит команда «ГОНИ» и белорус-водитель жмет на педали со страшно-напряженным лицом.

Остальные сцены служат подводкой к танковым боям и длятся не так и долго.

Еще один недостаток – это сама 34-ка. Понятно, что в любом фильме есть свои условности, но тут эта адская машина выдерживает прямые попадания с пяти метров в кузов и кабину, раз за разом оставляя экипаж жить.

При этом от выстрелов из нашего танка невозможно спастись никак. Даже сверх-бронированные «Пантеры» 44-го года разлетаются от одного попадания, в то время, как Т-34 постоянно отделывается рикошетом.

Тут становится понятно, зачем столько кадров замедленного полета снаряда. Без слоу-мо никто бы не поверил, что от советского танка рикошетит каждый первый выстрел.

Разумеется, Т-34 был далеко не самой плохой машиной тех лет, но и меру знать надо.

Также стоит отметить четкое ощущение нереальности всего происходящего от самого начала и до самого конца.

Посреди пустующей линии фронта внезапно появляется одинокий немецкий танк с красной свастикой во весь корпус и начинает охоту за одинокой полевой кухней, прикрепленной к ЗИЛку, которым управляет главный герой.

Куда пропали остальные люди и техника обеих сторон и как так вышло, что две машины встретились в чистом поле на линии фронта – неизвестно.

Действие начинается в 41-м. Вышеописанные события с танком и кухней происходят на подступах к Москве. Уже на следующий день после побега от танка на ЗИЛе героя тяжело ранят и возьмут в плен.

Сюжет переносится в 44-й год и зрителю рассказывают, что обросший герой Петрова провел 3 года в разных концлагерях, 7 раз бежал и за все это время не выдал даже своего имени. В связи с чем возникает вопрос, как же так Ивушкина не пристрелили после первого побега.

Да и в весе бывший командир танка не очень потерял. Концентрационный лагерь, куда людей свозят для ликвидации в «Т-34» больше похож на тюрьму не очень строгого режима: все выглядят румяными, слегка похудевшими и не потерявшими боевой дух. Охрана старается не докучать узникам и в их дела не лезть. 

Героиня Старшенбаум вообще под конец фильма спрашивает у охранника на входе: «Могу я покинуть территорию лагеря?», охранник отвечает: «Можешь, только вовремя вернись» и заключенная просто уходит.

Сбежавшие из лагеря герои попадают в город, где, - цитата: «Полтора жандарма». Данное утверждение весьма странно, если дело происходит в оккупированной Франции и еще более странно, если в Восточной Германии в 44-м году.

В реальном мире сбежавший танк встречало бы полторы дивизии, а в фильме даже полутора жандармов не оказалось. Только один.

Вообще, героям везет всегда и во всем, а их противники просто ничего не могут поделать с такой непрекращающейся удачей.

Разобравшись еще с тремя-четырьмя «Пантерами» герои бросают танк и уходят в закат к своим, забывая, видимо, что на линии фронта есть не только свои.

Возвращаясь к раскрытию персонажей, непонятно, зачем фильму любовная линия. Петров и Старшенбаум влюбляются буквально с первого взгляда и тут же готовы умереть друг за друга. Раз уж добавили, чтоб просто было, то можно и диалогов дописать за счет ликвидации одной невозможно-долгой сцены перестрелок в слоу-мо.

В итоге, российскому зрителю выдали относительно-зрелищный боевик про танки, по сравнению с которым американская «Ярость» - мрачнейший фильм. Идущего в кинотеатр избавили от мыслей о политике, от драм героев и жестокости на экране. Оставили только танковые дуэли. И этого, как оказалось, хватило.

Фильм явно не заслуживает таких высоких оценок, которыми наполнен интернет, но и ужасным его не назовешь. Твердая четверочка из десяти возможных.

В заключении хотелось бы снова затронуть тему возрастных ограничений. Рейтинг у фильма 12+, хотя герои курят, пьют и матом тихонько ругаются. Видимо, родное отечественное курение детьми как-то легче воспринимается.


Александр Губкин

12+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».