Существующие подходы к определению истории и её сути:

— история — это борьба классов, писаная история есть изложение и исследование этой борьбы;

— история — это эволюция идей, реализация идей, замена одних идей другими;

— история есть чередование последовательных периодов развития общества, именуемых формациями (формационный подход);

— теория конца истории (Фукуяма);

— деление всех обществ на цивилизации (цивилизационный подход).

Но можно трактовать историю иначе. Рассмотрим один из таких вариантов. Признаками первого человека являются: изготовление орудий труда, освоение огня и появление языка, речи. Как считают специалисты, эти признаки появились у первобытных людей, живших в Африке около двух миллионов лет назад.

Современный человек возник 40–60 тысяч лет назад. Цивилизация (письменность, семья, классы и государство) возникла пять-шесть тысяч лет назад. Формой организации жизни в древности были первобытное стадо, орда, а затем первобытная община, род, племя, семья, соседская община, поселения, города, государства. Но историческая наука изучает, как правило, только последние пять-шесть тысяч лет жизни человечества. Остальные периоды изучает археология, антропология, геология и т. д. А нужен комплексный подход

Им и должна заниматься история, охватывающая все этапы развития человека и общество в целом.

Имущественное неравенство, классы, частная собственность и государства появились, как уже указывалось, сравнительно недавно. До этого в течение многих тысячелетий существовала общинная и родовая, то есть общая собственность на источники средств жизни (земля, леса, реки и т. д. с животным и растительным миром). 

Соответственно, и распределение продовольствия и т. д. было уравнительным (общая трапеза и т. п.) Это регулировалось обычаями и традициями, и укоренилось, так сказать, на генетическом уровне как единственно правильное и справедливое распределение благ жизни. 

Вызвано это было зачастую острым дефицитом этих благ. Излишек (избыточный продукт) мог появиться, как правило, только случайно при очень удачной охоте, рыбалке. Но с появлением и развитием производства объём этого избыточного продукта увеличивался.

Первоначально люди не представляли, что с этим излишним продуктом делать. Его клали в могилу умершим, приносили с жертву. богам или эпизодически дарили соседней общине. Последняя что-то дарила в ответ. Обмен дарами развивался и становился все чаще. Соответственно развивалось и производство даров. Возникла дарообменная экономика. Принести дар стало более престижно, чем его получить.

Производством даров, их накоплением, хранением и передачей, а также организацией празднеств по этому поводу занимались главы родов, общин, племен, их помощники и советники. За свой труд они получали часть продукции (уравнительное распределение дополнилось трудовым). 

Со временем организаторы даров оставляли себе все больше и больше. Стало возникать имущественное расслоение, которое постепенно усиливалось. Оно дополнялось и неравным распределением полученных ответных даров (организаторы получали больше).

Со временем более сильная община, союз общин или племя подчиняли своему влиянию более слабых соседей и уже принудительно требовали дары. Так дары превращались в обязательную дань. Лидерам доставалось от неё все большая часть, они постепенно богатели. Сначала богатеющие обязаны были делиться: помогать бедным, делать подарки, устраивать угощения. Со временем расслоение росло ещё больше. Оно усиливалось доходами от дачи продукции в долг, в аренду орудий труда, скота и т.  д.

Богатеющие члены рода объединялись в союзы, делали в них взносы, на которые устраивались собрания, праздники, угощения. Союзы защищали своих членов перед рядовыми общинниками. Так постепенно усиливалось и закреплялось имущественное неравенство и превосходство богатеющих членов. Они превращались в особые сословия и классы. Возникали противоречия и конфликты, борьба между классами. А чтобы они «не пожрали друг друга» (Ф. Энгельс), появилось государство.

Уже 700–500 лет до н. э. у лучших умов тогдашнего общества возникают мысли о несправедливости сложившихся порядков, высказываются предложения о путях снижения противоречий. Платон в Древней Греции предложил подробный проект. Общество у него подразделяется на три сословия: правители, воины и ремесленники с крестьянами. 

Частную собственность он оставлял трудовому сословию, чтобы оно одевало и кормило общество. Правителей и воинов следовало лишить частной собственности, а также с ней связанных предметов роскоши, так как они якобы мешают им правильно выполнять свои обязанности. То есть главной причиной имущественного расслоения, конфликтов и несправедливости объявлялась частная собственность, и её следовало отобрать у первых двух сословий. Рабы тогда не считались людьми и в расчёт не принимались.

Традиция считать частную собственность причиной несправедливости и главным злом в обществе сохранялась в течение двух тысячелетий. С ней боролись в раннехристианских общинах, общинах альбигойцев Италии и Франции, маздакидов в Иране, гуситов в Чехии, в Мюнстерской коммуне Германии и т. д. Наконец появились учения о построении нового общества, именуемого социализмом и коммунизмом. 

Наиболее радикальную теорию такого рода создали немецкие эмигранты в Лондоне, в Союзе коммунистов. Точнее, Марксом и Энгельсом, вошедшими в этот Союз.

Главным в теории, получившей название марксизма, было учение о диктатуре пролетариата (установление политической власти рабочего класса в лице его коммунистической партии), об уничтожении частной собственности и формировании общественной или государственной собственности на средства производства

Другие преобразования вытекали из этого как следствие: ликвидация денег и денежного обращения, рынка и т. д., и даже существующей формы семьи и иных традиционных ценностей. Даже само государство должно исчезнуть (оно отомрет само по себе за ненадобностью)

Сейчас стала очевидной утопичность многих положений марксизма. Во- первых, ещё в древние времена Платон был прав, считая, что частная собственность необходима производителю материальных благ, а правителям она действительно может мешать (в Российской Федерации депутатам и ответственным госслужащим запрещено законом заниматься предпринимательской деятельностью). 

Во-вторых, частная собственность есть высшая форма обособления в экономике и мощнейший стимул развития производства. А деньги и рынок есть форма наиболее эффективной связи производителей и потребителей, регулятором производства и мерилом его эффективности. В-третьих, предпринимательство и конкуренция есть важнейшие элементы поступательного развития эффективной экономики.

Но лозунг «отобрать и поделить все» был настолько привлекательным и простым решением глобальных проблем для трудового человечества в течение многих столетий и даже тысячелетий, что отказаться от его осуществления было невозможно. 

Требовался гигантский вселенский эксперимент с запретом частной собственности и предпринимательства, чтобы стала ясна многовековая ошибка человечества. Для эксперимента требовалась большая, богатая и могущественная страна с очень доверчивым, выносливым и трудолюбивым народом. Провидение выбрало Россию.

В ходе вселенского эксперимента 1917–1991 гг. СССР без частной собственности, свободного предпринимательства, конкуренции и полноценного рынка и финансово-денежного механизма и материальной заинтересованности не смог выдержать соревнование с передовыми мировыми державами, сохранявшими у себя традиционный сложившейся денежно-рыночный механизм хозяйствования. Советский Союз саморазрушился в указанном соревновании. 

Но заслуга России в том, что она успешно провела эксперимент, далеко шагнув вперёд в своём развитии, создала важнейшие элементы социального государства, выдержала труднейшие испытания и восстановилась в последние десятилетия.

Опыт Советского Союза важен тем, что здесь впервые в истории созданы важнейшие элементы социального государства. Из практики СССР стало ясно, что частная собственность и товарно-денежные механизмы нужны современному обществу. А вековые проблемы с вопиющим имущественным неравенством решаются с помощью социального правового государства 

Оно на плановой основе, используя товарно-денежные механизмы, создаёт мощную и эффективную экономику, на базе которой формирует рациональную систему общественных и общегосударственных фондов и обеспечивает социальную защищённость нетрудоспособных, многодетных, инвалидов и т. д. Уже в первые десятилетия существования СССР были созданы основы, заложены принципы социального государства. 

Другие страны во избежание у себя пролетарских революций вынуждены были создавать у себя важнейшие элементы социального государства. В последнее время принципы функционирования и его механизмы успешно совершенствовались.

Таким образом, во‑первых, историкам следует изучать не только последние пять-шесть тысяч лет существования человечества, но и предыдущий опыт его развития. Во-вторых, самые интересные процессы появления производящей экономики, разделения труда, обмена, имущественного расслоения и частной собственности имели место в последние 10–15 тысяч лет. Их и надо тщательно исследовать. 

В-третьих, имущественное расслоение не возникало в течение сотен тысяч лет потому, что не было избыточного продукта, то есть излишка средств существования. В-четвёртых. когда появился излишек, начал действовать всеобщий закон развития человеческих сообществ. Его суть в том, что все виды сообществ и отдельный человек стремятся к выживанию, улучшению условий существования, усилению могущества и расширению влияния, признанию и лидерству. 

Под действием этого закона начинается имущественное расслоение, появляются бедные и богатые, роскошь, частная собственность, эксплуатация и все остальное. В-пятых, самым оптимальным для современного периода будет не социалистическое и не либеральное капиталистическое общество со свободной рыночной экономикой и стихией, а социальное правовое государство с рыночной экономикой, регулируемой социальным государством с целью достижения эффективности экономики, социальной справедливости и защищённости граждан.

Способность к предпринимательству такой же талант, как талант рисовать, сочинять стихи и музыку, писать книги и т. д. Предпринимательство обеспечивает прогресс в развитии общества, изобилие всяческих благ и возможность социальной защиты граждан, которые в этом нуждаются. Бизнес успешно развивается, когда есть свобода хозяйственной деятельности, рыночная экономика, частная собственность и содействие государства.

Такой подход к освещению и изложению истории позволит объективно оценить действительную роль России в создании и внедрении модели оптимального, справедливого для настоящего времени общественного устройства общества — социального правового государства.

Марксистскую теорию в классическом виде реализовать, внедрить в жизнь очень трудно, так как она, во‑первых, предполагает коренную ломку вековых устоев жизни общества. Во-вторых, содержит явно неприемлемые положения (ликвидация традиционной семьи, отмирание государства, обобществление разных форм собственности и т. п.). И вообще, в значительной части она утопична. В-третьих, её невозможно внедрить без насилия. Но она — важнейший и необходимый этап в истории человечества.

Для объективной оценки роли Сталина и его соратников надо отметить следующее. Сталин и гений, и злодей одновременно. Гений, потому что смог успешно осуществить вселенский эксперимент по реализации идей марксизма, который является необходимым и важным этапом в развитии теории и истории общества. Злодей — потому что допустил массовые и широкомасштабные репрессии. 

Но если бы во главе эксперимента, то есть советского государства, стоял бы кто-то другой, например Троцкий, то было бы, скорее всего, ещё хуже. Его деятельности присущи ещё большая жесткость и решительность в применении крайних методов и насилия. На этой основе надо примириться белым и красным, либералам и коммунистам, сталинистам и их противникам

Ибо события в России ХХ века предопределены, обусловлены всей предшествующей историей развития человечества вообще.

И, конечно, нам нужны идеология и национальная идея. Свой взгляд на идеологию здесь изложен. А национальная идея должна отражать смысл всякой деятельности в нашем обществе и цель, которые бы устраивали подавляющее большинство людей. 

Например, «Великая Россия и благополучный народ». Еще М. В. Ломоносов говорил и А. И. Солженицын повторял, что главное у нас — « Сбережение народа». В приведённой формуле это вполне отражается. Народ будет сбережен, если он живёт благополучно и в могущественном государстве.