Отвечая на вопрос журналиста «РГ» о том, на какой стадии проект «Белкомур» находится на сегодняшний день, губернатор Архангельской области Игорь Орлов заявил буквально следующее, — далее цитата:

«Это межрегиональный проект топ-уровня. Но нам иногда приходится наблюдать со стороны различных ведомств нежелание видеть огромный эффект, который может дать эта дорога. А она напрямую влияет на рост валового национального продукта, не говоря уже о возможностях, которые открываются перед производителями товаров по доступу к современным логистическим услугам как за пределами России, так и внутри.

Работа над проектом не прекращается — мы занимаемся им много и системно, не „взрывным“ образом, а планомерно. Сегодня — вариантами развития, подключения инвестиций.

Интерес к Белкомуру (кстати, это дорога с двусторонним движением) растет, мы сегодня получаем интересные предложения. А совместные действия с Республикой Коми — основа того, чтобы проект должным образом позиционировался как у иностранных инвесторов, так и внутри страны. 

Дополнительную грузовую базу, которая пройдет через Архангельскую область, сформирует и Северный широтный ход: в перспективе он даст „насыщение“ и Белкомуру. Это, кстати, подтвердили специалисты РЖД, приезжавшие к нам в область. 

Рост грузовой базы при строительстве Северного широтного хода они оценили в 20 миллионов тонн. Хотя эти выкладки основаны на существующем положении дел: мы пока до конца вряд ли способны точно обрисовать весь грузовой поток, который может быть сформирован в случае завершения строительства Северного широтного хода, а также Белкомура».

Конец цитаты. 


Напомним, что представляет из себя проект «Белкомур». Цитата с официального сайта проекта:

В Комплексную программу входят 39 промышленных инвестиционных проектов, расположенных на территории Пермского края, Республики Коми и Архангельской области и предполагаемых к осуществлению частным капиталом. Эффективность функционирования этих проектов, а для значительной их части — и сама возможность реализации, напрямую зависит от создания ж/д магистрали Белкомур. 

Общий объем планируемых частных инвестиций в указанные проекты превышает 700 млрд. рублей, без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске. 

Комплексный проект предполагал общий объем инвестиций в размере (округляя) 600 млрд. рублей (в ценах 2008 года),  из которых 450 млрд. направлялись частными инвесторами на строительство и модернизацию промышленных предприятий, 36 млрд. из средств РЖД на реконструкцию существующих участков ж. д. магистрали.

Осуществление данных проектов, стимулируемых строительством железной дороги, даст мощный толчок развитию территорий, создаст несколько десятков тысяч новых, высокооплачиваемых рабочих мест, приведет к существенному увеличению ВРП по меньшей мере трех регионов и обеспечит дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, уже за первые 10 лет существенно превышающие государственные вложения в железнодорожную магистраль. 

Технико-экономические параметры проектируемой железнодорожной магистрали характеризуется следующими значениями:

Реализация проекта приведет к сокращению пробега грузов в корреспонденциях, тяготеющих к этой спрямляющей магистрали до 800 км. (на выходах с Урала к портам Архангельска). Одновременно создаваемая магистраль коренным образом улучшит условия транспортного обслуживания зоны пролегания, и будет способствовать освоению здесь богатых лесных ресурсов, расчетная лесосека которых используется лишь на 30-40%. 

Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию, и позволит рассматривать организацию внутренних и международных интермодальных перевозок. 


Отметим, что о создании «Белкомура» начали говорить ещё со времён губернатора Ефремова, но «воз и ныне там».