Данная статья — это нечто среднее между впечатлениями от концерта группы Noize MC в Архангельске, рассуждений о современной популярной музыке и небольшим экскурсом в историю русского рэпа. Для удобства читателя темы разделены линями и идут в следующем порядке:

  1. История жанра в России
  2. Субъективное мнение о сегодняшнем русском рэпе
  3. Концерт Noize MC

Ни для кого не секрет, что сегодня рэп стал самой популярной музыкой в России. Более того, новый когда-то жанр уже достаточно прожил на территории постсоветского пространства, чтобы разделиться на «старую» и «новую» школы.

Сегодня тем, кто в девяностые был модным и молодежным, уже подходит к пятидесяти годам, а новыми кумирами подростков становятся их 18-летние ровесники. Они также читают речитатив под бит, но это уже совсем другая музыка, называемая «рэпом» только в обобщенном смысле.

Возможно, для более старшего поколения все едино, но те, кому сегодня около тридцати или чуть больше ясно понимают, что какие-нибудь Баста или Гуф в молодости и современный Фараон и Фейс — это два совершенно разных подхода. Про Децла или Мальчишник уже вообще никто не вспоминает.

Первые уже прожили целую сценическую жизнь. Они видели взлет, кризис и воскрешение жанра, а значит, что и их личная популярность переживала то же самое. Еще лет 7-10 назад в более-менее приличной компании нельзя было сказать, что слушаешь русский рэп, не получив в свой адрес пару смешков или упреков в дурном вкусе.

Децл, Мальчишник и Тимати были уже мертвы в музыкальном плане (воскрес только последний), а «уличных» рэперов, по большей части, слушали такие же ребята с окраин. То есть, жанр из массового стал субкультурным.

Однако, с рэпом в России и мире случилась вторая волна популярности. Возможно, пик этой волны можно наблюдать прямо сейчас. Тут же начали вылезать и спекулировать на фанатской ностальгии, казалось бы, забытые, постаревшие знаменитости, а новые звезды начали появляться из, обретающих все большую популярность, «Версус-баттлов».

С уверенностью можно сказать, что именно «Версус» воскресил и переродил рэп-культуру в России. Интернет-проект окончательно развеял классический образ рэпера в кепке набекрень и цепях из телевизора.

«Версус» мог вознести артиста на самый верх в случае победы или убить многолетнюю карьеру. Рэпер образца 2013-14 годов — это продукт постоянной конкуренции. Он должен лучше всех владеть словом, лучше всех управлять интонацией и при этом быть харизматичней соперника. Если же соперник оказывается лучше, то приличная часть потенциальных слушателей переходит к победителю.

Вызывали на баттл все и всех. Особенно ценились «бои» знаменитостей. Если знаменитость публично отказывалась, то буквально миллионы человек записывали артиста в «не канон». Это означает, что отказавшийся и дальше может исполнять хип-хоп, как и раньше, но молодые любители жанра будут наверняка знать, что «рэперского духа» в нем нет.

Дошло до того, что баттлы стали набирать 40 и более миллионов просмотров, их стали обсуждать на федеральных каналах и в светских беседах. Фраза «Смотрели ли вы такой-то баттл» исходила почти от каждого собеседника любого возраста.

Баттлы потянули вверх за собой весь жанр. Слушать рэп, разбираться в нем или хотя бы быть в курсе последних событий стало очень модно среди всех слоев общества.

Дошло до того, что Василий Вакуленко, он же Баста, прибился к труппе «Голубого огонька» и выступает на главном канале страны.

Ситуация донельзя смешная. «Первый канал» искренне верит, что транслирует молодежную культуру, а Баста не менее искренне полагает, что приобщился к чему-то великому. Скорее всего, ни то, ни другое не является правдой. Любой желающий может найти совместное выступление Льва Лещенко и рэпера Ногганно, он же Баста, он же Василий Вакуленко. Зрелище сюрреалистическое.


Вообще, интернет полностью «перевернул» игру в музыкальной индустрии. Теперь не артист мечтает обрести популярность с помощью лэйбла, а лэйблы охотятся за уже популярными артистами.

Однако российская музыкальная индустрия тоже успела сильно развиться и окрепнуть. Продюссеры очень хорошо понимают, что популярно у молодежи, а найти нужного артиста в интернете стало слишком легко.

Новое поколение рэперов разрослось невероятно, став главной музыкой молодежи старшего школьного возраста.

В то время, как культура баттлов превратилась в подобие «Фабрики звезд» и потихоньку стихла.

Ранее среди значительной части 16-18-летних слушать что-то популярное считалось непорядочным или недостойным «думающей протестной молодежи».

Однако, на момент 15-16-го годов в голове у слушателя сложился образ рэпа, как чего-то модного, при этом, в случае нового рэпа, мода не считалась «попсой».

Но чем-то кроме попсы назвать новый виток развития «культуры» назвать сложно.

Все новые рэперы похожи один на другого, как весь репертуар какого-нибудь «Love-радио». Все современные рэп-композиции можно точно так же слушать потоком, не особо осознавая начало предыдущего и конец следующего трэка.

Темы одни и те же — «Телки, снэки, алкоголь». Музыка одинаковая — крайне медленный бит, с так называемой «прямой бочкой» и неторопливым, расслабленным вокалом.

Внешне, по стилю подачи и поведения артисты тоже почти ничем не отличаются. Они представляют собой некую смесь Джастина Бибера и Курта Кобейна — миловидные, но очень грустные в душе молодые люди с модными разноцветными прическами и огромными подглазниками.

Конечно, можно говорить, что не весь новый рэп такой. Что какой-нибудь Скриптонит делает музыку лучше Фейса, а тексты Boulevard Depo глубже текстов Фараона. Но это все справедливо, если взять за систему координат только этот жанр. Выражаясь простым языком — разбираться в сортах дерьма.

При всем этом поражает, как современная поп-культура пытается слиться с элитарной. В статьях журналов, которые позиционируют себя чтивом для интеллигенции, эту музыку называют «постмодернизмом», «новым искусством» и прочими высоким словами.

Сложно представить, что двадцать лет назад Александр Невзоров или Владимир Познер с серьезным видом рассказывали бы в своих передачах о том, что тексты Децла или группы Мальчишник — это нечто высокое и достойное для прослушивания. Хотя раскрываемые ими темы не отличаются практически ничем от того, что поют клауд-рэперы.

Рэпер Фэйс — это вообще отдельная тема. Его первый альбом полностью отвечает качествам, описанным выше, но любой артист растет, вырос и Фэйс. Молодой человек перерос сравнения бургеров с мужскими половыми органами, теперь он пишет не глупые песенки, а, на минуточку, политические манифесты.

По сравнению с уровнем риторики в новых «политических» песнях Фейса, Навальный — мыслитель тысячелетия. Но школьникам нравится, а значит это еще будет продолжаться какое-то время.

На фоне всеобщего культурного обнищания даже графомания Оксимирона выглядит чем-то высокоинтеллектуальным, практически недосягаемым.  

Но, пожалуй, самый главный минус современной музыки — живые выступления. Само собой, рэп-концерты и раньше не отличались разнообразием живого звучания (Баста с военным оркестром на «Первом канале» — не в счет). Артист с микрофоном и диджей за пультом — стандартный музыкальный набор для этого жанра.

«Старички» все еще придерживаются такого формата.

Но часть современных артистов смогли переплюнуть и этот уровень. Почему-то сейчас в порядке вещей стало выступать под фонограмму.

Музыка записанная, голос — тоже, живой только артист. Это уже не концерты, а, извините, торговля лицом.

Естественно, все последнее время рок-музыка курит в стороне, наблюдая, как наконец-то «молодая шпана стирает их с лица земли».


И вот на фоне всего этого существует такой коллектив, как Noize MC. Существует официально уже 15 лет, а неофициально и того дольше.

Лицом, вокалистом, автором текстов и одним из основателей группы является Иван Алексеев. Он, по сути, и есть главная звезда.

Группа начинала свой творческий путь, как и положено «правильному» коллективу — на голом энтузиазме, выходя из школьных актовых залов в маленькие клубы и далее вверх по индустриальной лестнице.

Личную популярность Иван зарабатывал на интернет и живых баттлах, не имевших тогда широкой известности. Публике нравились его фристайлы (сочинение текста на ходу под бит — прим. ред.) и самоироничные тексты.

С обретением популярности получилось так, что группу не признала ни одна из субкультур. Рокеры не любили Noize MC за речетатив и хип-хоповые трэки, рэперы возмущались гитарными запилами, как у Limp Bizkit.

Сам же Иван не придавал и не придает особого значения принадлежности к какому-либо жанру.

Никогда нельзя было угадать, чего ждать от группы в новом альбоме. Это могли быть ортодоксальные рэп-композиции, панк-рок, рэгги или что-либо еще.

В детстве и юности ему нравился Курт Кобейн, Prodigy и Beastie Boys. Что-то от этих исполнителей можно до сих пор увидеть в его творчестве.

Живьем Noize MC выступают, как подобает классической рок-группе: гитара, бас-гитара, ударные и клавишные, а от рэпа остался только диджейский пульт.

Сегодня Ване уже 33 года, есть семья из жены и двоих детей. По меркам современной индустрии ему уже давно пора выходить в тираж, но почему-то не выходит.

Все еще выходят альбомы, чуть более взрослые, чем раньше, но это и понятно. Все еще организуются туры из десятков городов. Также, как и раньше группа и лично Иван совершают дерзкие выходки вроде выступления в голом виде в знак протеста политике организаторов мероприятий или концертов в поддержку несправедливо осужденных коллег по цеху.

За 15 лет существования группа посещала Архангельск уже около десяти раз. Были и отмены концертов в 2012-м году по политическим причинам, но в остальных случаях зал архангельского М33 был полон всегда.

8-е декабря этого года не стало исключением. Танцпол был забит людьми самых разных возрастов и вкусов. В основном, конечно, школьниками старших классов, в основном девочками. Но и студентов тоже пришло прилично. Были даже семьи в полном составе с маленькими детьми на плечах, были и оголтелые бородатые рокеры, рубящиеся под панк-рок, звучащий со сцены.

Весь концерт шел два с половиной часа. Продолжительность выступлений также выгодно выделяет группу на фоне коллег из разных жанров. Даже зарубежные металлисты с трудом выдерживают сэты в полтора часа, а Noize MC выкладываются до последнего, периодически спрашивая, живы ли слушатели в зале.

Вообще, наблюдать за публикой на концертах Нойза довольно забавно из-за ее разношерстности:

Например, какая-нибудь влюбленная пара, увидев просвет в толпе, пытается пробраться ближе к сцене, но просвет оказывается кругом для слэма и через секунду их сносит увесистая тушка бородатого металлиста.

Девочки у сцены сначала смотрят на кумира влюбленными глазами, но через два часа взгляд наполняется безысходностью из-за физической усталости, но отойти в сторону и отдохнуть не представляется никакой возможности из-за стены людей вокруг.

В общем, каждый получал удовольствие, как мог, а Noize MC давали возможность повеселиться всем.

Сами же участники группы, конечно постарели, но не сильно. Понятно, что скакать по сцене, как в 25 уже тяжело, но музыканты отлично справляются. Их концерт не выглядит, как выступление бодрых дедушек, вроде современной Металлики, но капелька юношеского задора уже пропала. Может быть, это связано еще и с тем, что Архангельск — замыкающий город в огромном юбилейном туре и артисты успели вымотаться от каждодневных концертов.

Но, так или иначе, на сцене был все тот же Noize MC. С живыми инструментами, с фристайлами, общением с публикой и тем самым драйвом, которого сегодня очень не хватает.