Режиссер: Уош Вестморлэнд

В ролях: Кира Найтли, Элинор Томлинсон, Доминик Уэст, Фиона Шоу, Роберт Пью

В прокате с 29-го ноября


У Голливуда есть одна занимательная и слабо объяснимая тенденция: раз в несколько лет американские студии выпускают с коротким промежутком практически идентичные по сюжету фильмы.


«Двойниками» обычно становятся серьёзные драмы, чаще исторические, иногда даже об одних и тех же людях с одной и той же перспективы. Так, с разницей всего в пару месяцев вышли «Капоте» и «Дурная слава», байопики об определённом отрезке жизни писателя Трумена Капоте. Или, более известный пример, фильмы о фокусниках — «Престиж» и «Иллюзионист», вышли также в один год.

С «Колетт» и «Женой» в этом плане гораздо проще — для фильмов о женщинах, чей талант эксплуатируют беспомощные мужчины, как раз самое время. И это нисколько не ирония и не насмешка: подобные истории стоит рассказывать.

Проблема лишь в том, что история как таковая оба этих фильма не особо интересует — им куда важнее высказывание.

История была у Бёртона, когда он снимал «Большие глаза» на ту же самую тему. Вот там и некоторый психологизм, и личная драма, и исследование сложной героини, стесняющейся своего таланта.

«Колетт» в этом смысле ничего нового предложить не может — вы легко перескажете фильм, даже никогда его не смотрев. Достаточно одного трейлера.

Героиня попадёт под влияние харизматичного неудачника, будет для него писать, пока не иссякнет вся фантазия, а затем осознает свою свободу и сбежит от проклятого угнетателя. Тут, в общем-то, и придумать что-то тяжело — история сама себя пишет, и уже давно известна.

Фильм бы мог сделать акцент на личных страхах героини, может, на её чрезмерном увлечении своими фантазиями, за которыми она не видит творящейся несправедливости. Но «Колетт» не идет дальше показа угнетения «в лоб».

Гораздо интереснее наблюдать не за сюжетным конфликтом фильма — с ним-то всё понятно, — а за конфликтующей натурой самого произведения, его борьбой консервативной формы и либерального содержания. Ведь «Колетт», при всём показушном свободолюбии, кино удивительно замкнутое.

Здесь история явно просит о немного другом подходе, столь же ярком и дерзком, насколько яркой и дерзкой была жизнь настоящей Колетт. Громкий протест, война с системой, открытая и бессовестная провокация.

Но режиссёра Уоша Уэстмоленда хватает только на беззубый манифест, который, наверное, и современников писательницы бы не особо удивил.

Это обидно, потому что начинал Уэстмоленд с фильмов довольно смелых, ещё в начале века он разговаривал об однополой любви и радостях порноиндустрии. Ему и в «Колетт» гораздо интереснее изучать романтические интересы героини, чем какие-то там творческие проблемы.

Идея понятна, через свободу любви несложно показать свободу мысли — но тогда явно надо было идти дальше, а не останавливаться на паре сцен средней откровенности. Мы уже видели «Кэрол», видели в конце концов «Жизнь Адель», а тут нас вновь пытаются удивить тем, что две девушки, видите ли, целуются (это, кстати, и их современников не особо удивляет).

Фильм, естественно, не безнадёжный — собственно, потому за его неудачами так больно наблюдать. Пару раз лента бывает действительно остроумной, отлично вписывается в роль Кира Найтли — даже в качестве Колетт-подростка, как ни странно, 33-летняя актриса выглядит вполне органично.

Даже есть одна обещанная слоганом дерзость, правда, короткая и только под конец. Но ничего из этого картину, конечно, не спасает. Сколько бы ни старалась Найтли, но стараниями сценариста или режиссера очень интересная реальная история превращена в типичную костюмированную драму о том, какой же мир загнивающей аристократии скучный и патриархальный.

Но сама картина страдает теми же пороками, которые критикует.


Александр Губкин

18+



Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» и кинотеатр «Русь» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».