В самом ближайшем будущем практически все крупные аэропорты России будут называться именами великих соотечественников. Эту «косметическую реформу» отличает неподдельный интерес к мнению всех россиян.

Причем, что не может не радовать, граждане управляют переименованием на всех этапах. Первоначальный список знаменитых кандидатов из прошлого на почетное место лица аэропорта обсуждается публично. После россияне вправе предлагать иные кандидатуры на свой выбор.

Когда окончательный список будет сформирован, все те же россияне вправе сами выбрать из трех финалистов имя, которым назовут аэропорт их города.

На вопрос: «Зачем это нужно?» Есть вполне закономерный ответ: «Ради статуса».

Если какое-либо строение носит имя великого человека, то ему автоматически прибавляется в авторитете. Например, в глазах собеседника фраза: «я учился в гимназии имени Пушкина» звучит куда более весомо, чем в «гимназии № 6». В голове сразу возникает светлый образ, основанный на убеждении в том, что сельской школе с удобствами на улице имя великого поэта не дадут. 

Та же история и с аэропортами. Пассажиру гораздо приятней слышать, что он сядет в аэропорту имени Иммануила Канта, чем в аэропорту города Калининград.

В данном случае, авторы инициативы решили дать право самим жителям всех субъектов РФ выбрать, чье имя будут носить их аэропорты, а заодно узнать, кто из знаменитых соотечественников является наиболее значимым для граждан.

Россия — огромная страна и так уж вышло, что далеко не каждый регион смог воспитать равное количество великих людей, прославившихся на всю страну или мир.

Можно с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург или Москва априори получат самые благозвучные имена для своих аэропортов. Просто так исторически сложилось, что именно в этих городах жили, работали или учились практически все, значимые для отечественной истории, личности.

Благо, организаторы учли этот момент и сделали так, чтобы в конкурсе могли участвовать не только знаменитые уроженцы того или иного субъекта федерации. Граждане могли выбрать в качестве конкурсанта любую знаменитую личность, но историческая связь с регионом оставалась в приоритете.

Понятно, что какой-нибудь Магадан не может соревноваться с Петербургом по количеству вариантов для этого конкурса, но магаданцы, в данном случае, совершили красивый финт и забрали себе имя Владимира Высоцкого.

Хотя, если разобраться, то что Высоцкий сделал для города и его жителей такого, чтобы его именем назвали главное транспортное сооружение всего региона? Всего лишь написал стишок и провел там пару дней в гостях у друга. Да, стихотворение отличное и ставшее известным, но не более.

На фоне Высоцкого с огромным отставанием значатся Берзин Эдуард Петрович (1894–1938) и Билибин Юрий Александрович (1901–1952). Если не рассказать о биографии этих людей, то думается, что даже далеко не каждый магаданец скажет, кто это такие и чем знамениты.

Если вкратце, то именно эти двое своим трудом и заложили основу для образования города именно в его сегодняшнем месте. Более подробно об этих людях вы можете прочесть на сайте конкурса или заняться изучением их биографий самостоятельно.

Эти люди положили свои судьбы, чтобы развивать эти территории, делая их пригодными для жизни.

Но жители Магадана выбирают Высоцкого.

Причина проста — чтобы понять, кто такой Высоцкий достаточно только фамилии, а два вышеописанных кандидата нуждаются в двух абзацах текста для представления их реальных заслуг перед городом.

В Архангельске сложилась похожая ситуация, но по другим причинам.

У нас побеждает Ломоносов.

То ли формализм окончательно въелся уже и в умы простого населения, то ли и правда больше некем гордится, кроме как Ломоносовым.

Опять же, если посмотреть на вклад Ломоносова в Поморье, то он едва ли превысит старания Высоцкого для Магадана.

Михаил Васильевич родился на территории современной Архангельской области, получил паспорт, после чего отбыл от греха подальше из этих земель с первым же рыбным обозом.

Все. Более никаких великих вещей для малой родины Ломоносов не совершил. Образование получил в Москве и Петербурге, а первые работы писал и вовсе за границей.

Да, в истории Михаил Васильевич запомнился, как великий русский ученый и никто с этим не спорит, только при чем тут Архангельск?

Тем не менее, в Архангельске чуть ли не каждый камень называют именем ученого и эту «любовь» не высмеивал только ленивый.

Но, казалось бы, всем жителям города уже давно приелось имя этого человека на каждом углу и теперь их мнения наконец спросили … Как, снова Ломоносов?

И ладно бы, если других кандидатов не нашлось. В предварительном списке из одиннадцати имен были такие личности, как Отто Шмидт или Иоанн Кронштадтский, чье имя уж точно на слуху у всей страны.

Была даже кандидатура первого в мире человека, совершившего посадку самолета в Арктике — Бабушкин Михаил. Казалось бы, чье имя может подойти любому аэропорту лучше, чем летчик-первопроходец? Архангелогородцы считают, что Ломоносов.

Но речь тут не о тех, кого жители региона не выбрали из предложенных, а о том, кого даже не догадались в список внести, несмотря на то, что из-за указов этого человека мы знаем Архангельск таким, какой он есть сейчас.

Почему бы не дать аэропорту «Архангельск» имя Никиты Сергеевича Хрущева?

До такого не додумался бы никто, хотя многие субъекты могли бы претендовать на почетное право назвать аэропорт именем советского лидера по тем же самым причинам.

К сожалению, не додумался никто, в том числе и Архангельск.

А ведь Никита Сергеевич сделал для самого города и его населения едва ли не больше всех остальных кандидатов вместе взятых (за исключением генералов и адмиралов ВОВ).

Благодаря приезду и последующим Указам Хрущева огромное количество архангелогородцев 60-х годов получили теплые квартиры и комнаты с водопроводом и канализацией, вместо полуразрушенных деревянных бараков без каких-либо удобств, оставшихся от предыдущего правителя.

Это сегодня каждый первый фыркает, глядя на эти небольшие серые коробочки с низкими потолками, а тогда жить в таком доме для среднего архангелогородца — сродни попасть в рай.

Сегодня принято ругать советскую власть, но вы только представьте себя на месте тех людей…

Вплоть до начала шестидесятых огромное количество архангелогородцев проживало в древних бараках времен индустриализации. Причем, в деревяшках жило большинство тогдашних архангелогородцев. Любой желающий может и сегодня наблюдать эти прекрасные строения с удобствами на улице, без центрального отопления.

Изначально в таких условиях должны были жить заключенные, работающие на лесозаводах. Менее, чем за 10 лет количество рабочих на лесозаводах увеличилось с двух до пятнадцати тысяч человек. Соответственно, жилье для себя делали наспех, тогда было важнее больше леса продать за рубеж. 

Спустя 30-40 лет уже совершенно другие люди жили в тех же самых домах. Квартир не было практически ни у кого, каждой семье отводилась комната, весьма небольшая. Из современных удобств тогдашним архангелогородцам было доступно электричество и реже водопровод.

И вот внезапно, как на дрожжах, растут новые каменные районы. С конвейера сходят беленькие пятиэтажные дома один за одним, вытесняя деревянные халупы из центра. Еще 5 лет назад отдельная квартира на одну семью — это роскошь. И вот вся эта роскошь становится доступна повсеместно. Мало того, каждая квартира отапливается центральным отоплением, в каждой есть отдельный туалет, ванная и кухня.

Самое главное, что давали все это богатство абсолютно бесплатно, только хорошо работай.

За, буквально, 4-5 лет центр Архангельска стал каменным, просторным, теплым и светлым.

Неужели реформа, которая привела к таким изменениям стоит меньше, чем побег в сторону лучшей жизни, пусть и будущего гения?

Аэропорт имени Хрущева — это было бы оригинально, учитывало бы реальный вклад в жизни людей и достойно мирового уровня. Никиту Сергеевича, по большому счету, уважают за оттепель на всем Западе, а из Востока только Китайские лидеры того времени резко-негативно высказывались о нем, но сегодня и Китай уже не тот.

Кандидатура была бы отличная, жаль, что шанс упущен. Сегодня же, чтобы спасти ситуацию стоит голосовать либо за писателя местного значения Абрамова, воспевшего на довольно широкую публику романтику поморских деревень, либо за фронтового адмирала Кузнецова, спасшего подавляющее большинство советского флота в начале войны, отбившего морское вторжение германских сил на Кавказ по морю, чьи корабли и самолеты защищали корабли Ленд-лиза и сам город от авиации и подлодок противника.

Формально, своим руководством и подбором кадров Кузнецов спас от бомб и голода сотни тысяч жителей военного Архангельска.

Но сегодняшним архангелогородцам больше по душе бегство за обозом мальчика, бывшего тогда еще Никем для мировой истории и окружающего общества.

Возвращаясь к кандидатуре Хрущева: странно, что ни в одном из коротких списков вообще нет видных советских политиков, не то что лидеров СССР.

Зато представителей династии Романовых и политических деятелей дореволюционных времен хоть отбавляй.

Понятно, что весь советский период едва ли можно назвать самым славным периодом в отечественной истории, но и совсем стирать его из народной памяти — как-то неправильно.

Александр Губкин