Опытный финансист и депутат с многолетним стажем Надежда Виноградова специально для ИА «Эхо СЕВЕРА» прокомментировала особенности принятого в первом чтении проекта закона об областном бюджете на 2019 год.

Напомним, что доходная часть областного бюджета на 2019 год сформирована в сумме 77 163,9 млн. рублей, что на 5,6% больше чем в бюджете на 2018 год.

Собственные (налоговые и неналоговые) доходы областного бюджета на 2019 год спрогнозированы в объеме 57 061,2 млн. рублей. Налоговые доходы на 2019 год сформированы в объеме 55 723,3 млн. рублей.

В 2019 году планируется также получить в региональную казну из федерального бюджета межбюджетные трансферты на сумму 20 102,7 млн. рублей.

Расходы областного бюджета на 2019 год запланированы в сумме 80 735,7 млн. рублей.

— Надежда Ивановна, на минувшей сессии депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона об областном бюджете на 2019 год. Каковы в целом ваши впечатления от этого документа?

— В целом бюджет неплохой, по крайней мере он лучше действующего по целому ряду направлений. Во многом это обусловлено тем, что прогноз социально-экономического развития региона дает основания ожидать рост показателей во всех отраслях экономики региона. 

Это позволило не только сбалансировать бюджет, но и сделать его универсальным инструментом, который не только предусматривает текущие расходы, но и капитальные вложения в объекты социальной инфраструктуры.

— Вы сказали, что экономику региона ждет рост. В каких именно отраслях?

— Основной вклад в прирост валового регионального продукта принадлежит промышленности. Это производства, связанные с добычей полезных ископаемых, обрабатывающие производства, лесопромышленный и судостроительные комплексы.

— А каковы будут приоритеты в расходной части бюджета?

— 64 процента всех расходов областного бюджета направлены на социальную сферу: образование, здравоохранение, культуру и спорт. Здесь основными приоритетами станут повышение оплаты труда тех категорий, что вошли в «майский» указ Президента, индексация зарплаты бюджетников на 4,3 процента, в том числе и тех, чья оплата труда ниже МРОТ, повышение стипендий, а также индексация пособий и социальных выплат. 

Вместе с тем, на мой взгляд, да и по мнению многих моих коллег, некоторым аспектам в проекте бюджета региона уделено недостаточное внимание. Например, обеспечению лекарственными препаратами больниц региона и дооснащению их техникой и оборудованием. Эти и многие другие замечания мы уже направили в правительство области с просьбой учесть их до рассмотрения бюджета во втором чтении.

— А что стало с программой развития Архангельска как областного центра? Она забыта?

— Как и в бюджете текущего года, ее в бюджете 2019 года в обособленном варианте нет. Однако, в целом ряде региональных госпрограмм расходы на развитие города предусмотрены. Их общая сумма составляет 1,35 миллиарда рублей.

— Из года в год бюджет Архангельской области остается дефицитным. Насколько эта проблема опасна?

— Дефицит бюджета, который предполагается в размере 3,5 миллиарда рублей сам по себе не является проблемой. Куда важнее то, откуда правительство региона намерено брать деньги на его покрытие. Важна и структура уже имеющегося государственного долга. 

Сегодня мы видим, что региональный минфин старается оптимизировать эту составляющую бюджета, делая акцент на повышении эффективности использования государственного имущества и привлечение бюджетных кредитов. 

Поэтому в дефиците бюджета я особой опасности не вижу. Главная опасность, на мой взгляд, кроется в другом. А именно, в тенденции сокращения реальных располагаемых доходов населения, которая отмечается уже несколько лет к ряду. В долгосрочной перспективе это может вылиться не только в сокращение поступлений в бюджет в виду падения потребительской активности, но и на социальном климате в обществе и, конечно, уровне бедности, который продолжит расти.