Режиссер: Тигран Кеосаян

Сценарист: Маргарита Симоньян

В ролях: Екатерина Шпица, Артем Ткаченко, Ирина Розанова

В прокате с 1-го ноября


Обсуждение этой, с позволения сказать, картины стоит начать со скандалов, которые возникли еще до ее премьеры.

Создатели, скорее всего, сами понимали, ЧТО они сняли, поэтому у фильма не было предпоказов, а тем, кому, все-таки, разрешили увидеть «Крымский мост» до проката в кинотеатрах, по слухам, строго-настрого запретили публиковать свои мнения до 1-го ноября.

Уже после премьеры появились новости о том, что авторы получили аж сто миллионов рублей от Фонда Кино без конкурса. То есть, чиновники из Фонда снова дали крупную сумму непонятно на что, едва ли рассчитывая вернуть эти деньги. Если фильм отобьет себя в прокате, то это можно считать настоящим чудом. Если даже «Крымский мост» окупится, то в будущем можно выделять деньги вообще на любую ленту со словом «Крым» в названии.

Уже после выхода фильма в прокат режиссер, по классической схеме, обвинил украинцев и «пятую колонну» в нападках на свою ленту. Вот если бы не эти люди, то всем бы точно понравился фильм.

Стоит, вероятно, отметить, что автор статьи не принадлежит ни к первой, ни ко второй группе.

Действие фильма о строительстве крымского моста начинается в 1944-м году. Видимо, это сделано для того, чтобы сходу напомнить зрителю, что 74 года назад Крым, как и сейчас, были частью одного государства, жители которого вместе боролись с внешней угрозой.

Из-за ледохода разрушается деревянный железнодорожный мост. Некие мальчик с девочкой, до этого неистово дружившие, остаются разделены проливом на долгие годы в лучших традициях программы «Жди меня». Затем — сразу наши дни, новый мост, в этот раз автомобильный, уже достраивают.

Кем были эти дети, зачем нам их показали, при чем тут 44-й год — пока неизвестно.

В 2018-м нам представляют главных персонажей:

Строитель Дима — у него есть «великая цель» — переспать с самой красивой девушкой из каждого отряда студентов-археологов, который приедет в Крым на летнюю учебную экспедицию. Фильм же про любовь и правильные ценности.

Собственно, студентка Варя — она тут нужна только для того, чтобы в конце сойтись с Димой.

Также к Варе имеет интерес пресс-секретарь строительной компании — богатый, все время крутится вокруг американских делегаций. В общем, отрицательный персонаж и враг народа.

Вообще с врагами народа в фильме все довольно просто. Журналисту, который приехал писать статью о той самой переправе из 44-го, в первый же день бьют лицо торговцы, говорящие строго по-украински.

Еще есть крымский татарин, принимающий у себя хипстера-студента. Студент со скепсисом относится к «аннексии» (цитата персонажа) Крыма.

Каждому персонажу-мужчине всевышним сценарным решением выписано по девушке. Строитель переспит с героиней Шпицы (есть сцена, где актриса обнажается на десять секунд, она совершенно не нужна по сюжету).

Студент перевоспитается, полюбит аннексированный регион всей душой и заживет с Алией, внучкой Дамира Надыровича — татарина. Она, кстати, сирота, и причиной гибели ее родителей послужило отсутствие Крымского моста (!!!).

Да, именно так: родители Алии много часов провели в машине, находясь в очереди на переправу через Керченский пролив (потому что моста-то тогда не было). А затем уставший папа задремал, они попали в аварию и погибли.

По ходу сюжета полюбят друг друга даже какие-то второстепенные молодые и не очень люди, которые работают на стройке и вокруг нее, и даже неприятному пиарщику невесту найдут. Это, кстати, будет подружка Вари, чернокожая студентка, забеременевшая во время экспедиции непонятно от кого.

Шпица звонит этому непонятно кому и орет ему в трубку: «Она родит будущего президента Российской Федерации, а ты так и останешься баклажаном!»

Является ли отцом ребенка персонаж фильма «Жмурки», пока неясно.

Странно, что в конце ни с кем не занимается сексом герой Юрия Стоянова, начальник строительства, который почему-то через слово произносит загадочный эвфемизм «белим-красим» и более ничем не запоминается.

Наконец, в самом финале постаревшие и поседевшие мальчик и девочка из самого начала фильма обнимаются, стоя на долгожданном мосту, и камера победоносно взлетает в голубые небеса под песню Сергея Трофимова «Пришла пора наводить мосты» (он здесь композитор).

Весь фильм довольно ксенофобный и нетолерантный как, видимо, и положено быть сегодняшнему пропагандистскому кино. Но главный персонаж, который использует фразы, вроде: «А ты, часом, не того, не голубец?» или «Эх ты, чего ж тебя на арбузах так расчувашило?» (в адрес полной девушки) вызывает брезгливое отвращение, а не сопереживание.

Крымский татарин вообще оказывается сталинистом.

В этом фильме нет сюжета: все просто любят друг друга, мажутся грязями (лечебными) и пьют. Нет и игры актеров. Вернее, она есть, но на уровне сериалов с НТВ. Даже Стоянов давно перестал стараться, но в «Крымском мосту» это и не требуется.

С тем же успехом герои могли строить, что угодно, ничего бы не поменялось, кроме первой и последней сцены.

По сути, этот фильм не нужен. Он не вызывает душевного подъема, а скорее наоборот, после просмотра не возникает гордости за страну, пиар моста получился тоже не особенно хорошим.

Самое обидное, что пиарится мост, стоимость которого за год возросла в 10 раз от первоначальной цены и составила почти 230 миллиардов бюджетных рублей. Причем пиар тоже стоит 100 бюджетных миллионов, а фильм получается более чем пустой.

Со скупой слезой хочется вспомнить, например, все «Приключения Шурика». Это тоже были пропагандистские фильмы, одна из серий тоже была посвящена стройке, которая была обыграна в кадре, а не прописана ради названия. Даже любви место нашли, причем куда более правдоподобной.  

Шурику хотелось не только сопереживать, но и подражать. Честнее человека, чем он во всем Советском Союзе не найти, а вот современный Дима изначально движим желанием осеменить как можно больше людей женского пола. Обидно, что режиссер Кеосаян видит современные ценности таким образом.

Один оппозиционный политик назвал режиссера и сценариста «Крымского моста» — мистер и миссис Дно. Без перехода на личности и, относя это определение только к качеству фильма, присоединяемся к подобному описанию создателей сего произведения.


Александр Губкин.  

12+


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».