Одним из главных факторов, сдерживающих осуществление преобразований и тормозящих реализацию социально-экономических программ в северных субъектах РФ, экспертным сообществом было признано бездорожье. Ситуация в Ненецком округе, по мнению участников семинара «Сценарии развития арктических регионов России», в этом смысле является наиболее показательной. 

— Самим рельефом территории, топографическими условиями здешней местности обусловлено то, что в НАО нет и в обозримой перспективе не будет полноценной дорожной сети, — констатировал профессор МГУ, директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов в ходе обсуждения вариантов решения проблемы транспортной изолированности региона. Коллегу поддержала Надежда Замятина, ведущий научный сотрудник МГУ, заместитель директора АНО «Институт регионального консалтинга». 

Она считает, что и в дальнейшем грузовые, пассажирские перевозки в НАО будут в основном обеспечиваться малой авиацией, водным транспортом, вездеходной и амфибийной техникой. В то же время на заключительном заседании семинара прозвучало, что широко используемые в настоящее время на Крайнем Севере такие транспортные средства в большинстве своём физически и морально устарели, они требуют замены на более экономичные и комфортабельные модификации или же на принципиально новые образцы техники для Арктики. 

По итогам дискуссии экспертное сообщество рекомендовало инициировать переговоры между руководством региона и федеральными структурами, курирующими прикладные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям развития технологического комплекса России. Предложено это сделать с той целью, чтобы закрепить за Ненецким округом статус основного полигона по проведению предсерийных испытаний отечественной техники, изделий и материалов, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях.