Необходимость экономии энергии при эксплуатации жилых зданий привела к повышению требований к теплоизоляционным свойствам зданий и выпуску оконных конструкций нового поколения.

Однако применение новых решений в области строительства приводит к тому, что современные жилые помещения становятся полностью герметичными. Тем не менее, решение вопросов воздухообмена до сих пор происходит «по старинке», превращая жилье в настоящие газовые камеры.

В советские времена при массовом строительстве жилья во главе угла стояло снижение сметной стоимости строительства, а о последующих расходах на эксплуатацию зданий заботились мало.

Сегодня стоимость топлива и электроэнергии постоянно растет, в связи с чем в современных нормативных требованиях предусмотрено улучшение теплоизоляции строительных конструкций. Но при проектировании любого здания обязательно должен быть решен вопрос и о том, как будет происходить воздухообмен в его помещениях.

В хрущевские времена приток свежего воздуха в СНиПах предусматривался за счет неплотностей в оконных и дверных заграждениях, попросту говоря, через щели. А вытяжка отработанного воздуха — через вентиляционные каналы кухонь и санузлов.

В новых жилых домах сегодня повсеместно устанавливаются окна с герметичным уплотнением. При этом ни о какой экономии тепла не может быть и речи. Вытяжная вентиляция и открытые форточки выбрасывают на улицу воздух с температурой 25–27 градусов, а энергетические нагрузки на ТЭЦ тем временем продолжают увеличиваться. При существующих схемах вентиляции практически теряется смысл в применении современных систем теплоизоляции зданий. Поскольку происходит процесс «отопления улицы»

С другой стороны, закрытые окна в сочетании с пассивной вентиляцией приводят к нарушению воздухообмена. И если влияние этого фактора на здоровье людей отследить порой бывает непросто, то состояние самих квартир подтверждает это однозначно: после установки герметичных окон во многих комнатах начинают отслаиваться обои, стены покрываются грибком, становится затхлым воздух.

Естественно человек не умрет даже выкурив сигарету и даже пачку сигарет, но жизнь ему они укоротят, так и в наших жилых домах микроклимат не способствует продлению жизни.

В теплое время года жители таких домов не могут в них находится без постоянного проветривая естественным путем с помощью открытых форточек и окон, что приводит к интенсивному запылению, повышенному шуму с улицы, снижению охранных функций оконных заграждений.

Но и не стоит забывать, что в нашем климате отрицательные температуры воздуха держатся более полугода. При этом «естественное» проветривание приводит к сквознякам и грозит целым букетом простудных заболеваний.

Жители архангельских новостроек первыми почувствовали все прелести современного жилья с пассивным воздухообменом. После этого на фасадах новых элитных домов начали появляться индивидуальные системы приточно-вытяжной вентиляции и наружные блоки сплит-систем (кондиционеров).

В общем, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Но не всё так просто. И дело не только в испорченных фасадах. При массовой установке таких индивидуальных систем на одном здании (что вполне предсказуемо, ведь элитное жилье покупают люди состоятельные) общее потребление электроэнергии будет многократно превышать энергетическую мощность выделенной на дом подстанции.

Ведь только одна квартира будет дополнительно потреблять до 5 – 8 киловатт в час(4300-6878 ккал/ч). Последствия предугадать несложно.

Не лучше обстоят дела и у жильцов «массовых» серий. При отрицательных наружных температурах объем удаляемого воздуха при естественной вентиляции увеличивается и чем ниже температура, тем больше это увеличение. Это увеличивает расходы на отопление и ведет к понижению температуры в помещениях. В жаркие безветренные дни, напротив, объем удаляемого воздуха уменьшается практически до нуля.

Как правило, в проектах массовых серий предусматриваются совмещенные вентиляционные каналы, поэтому применение индивидуальных систем механической вытяжной вентиляции без системы приточной вентиляции тоже проблематично.

Например, при работающей кухонной вытяжке и закрытых окнах происходит компенсация удаляемого воздуха через другие вентиляционные каналы, и в квартире появляется запах из санузлов соседних квартир.

Одновременно в других квартирах, чьи кухонные вытяжки в это время отключены, появляется стойкий запах соседской пищи или табака, так как сечение совмещенного вентиляционного канала, пропускающего воздух на улицу, не справляется с мощным воздушным потоком, созданный кухонной вытяжкой.

Сегодня, при современном уровне развития строительных технологий, необходимый микроклимат в жилых зданиях возможно обеспечить только при помощи механической приточно-вытяжной вентиляции.

Однако проектировщики — люди подневольные. Заказчик строительства, выдавая задание на проектирование, стремится максимально снизить стоимость квадратного метра жилья, не задумываясь о комфортности проживания и соблюдению санитарных норм.

Первые проблемы возникают тогда, когда готовый проект попадает на экспертизу. И все замечания перекладываются на проектировщика раздела вентиляции и отопления.  А системы вентиляции требуют совместной работы архитекторов, проектировщиков строительного и вентиляционного раздела.

И проектировщики, и заказчик стоят перед дилеммой: либо менять строительный и вентиляционный раздел проекта, либо игнорировать замечания экспертизы. Проигнорировать замечания на первом этапе получается дешевле, поэтому практикуется различного рода давление на эксперта.

А экспертиза тоже не сдается, вот и длятся такие экспертизы долгими месяцами. Застройщик пытается перенести степень ответственности на проектировщиков и экспертизу. Экспертиза не желает принимать на себя ответственность, сняв свои замечания, и требует с заказчика гарантийное письмо с гарантией устранения этих замечаний и для того, чтобы не задерживать строительство, выдает положительное заключение с оговорками.

При этом органы государственной приемной комиссии не уделяют этому аспекту внимания и жилые здания сдаются без систем микроклимата.  В итоге «крайним» оказывался главный инженер проекта, который всё же ставил свою подпись под фразой «Данный проект соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных и других норм действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для здоровья и жизни людей эксплуатацию объекта …»   даже при нескольких десятках замечаний.

Справедливости ради стоит сказать, что были и приятные исключения. Например, жилой дом на перекрестке улицы Володарского и Троицкого проспекта, где была запроектирована возможность монтажа центральной приточно-вытяжной вентиляционной установки с рекуперацией тепла.

Проект прошел экспертизу с первого раза с положительными отзывами, но при строительстве здания была выполнена лишь естественная вентиляция. 

Стоит только удивляться тому, что многострадальные жители новостроек до сих пор терпеливо задыхаются и мерзнут в своих квартирах. А ведь при покупке жилья вступает в силу закон «О защите прав потребителей», в соответствии с которым жильцы вправе потребовать от продавца установку систем, обеспечивающих в жилых помещениях соответствие санитарным нормам.

Для этого необходимо взять пробы воздуха и сдать их на анализ бактериологический, вирусный, газовый состав воздуха, а также провести измерения влажности, температуры и скорости движения воздуха в присутствии представителей санитарных органов. После результатов анализов и составления соответствующих актов любой собственник квартиры может обратиться в суд с иском к продавцу квартиры.

Но есть еще один путь решения проблемы — на начальном этапе. Устройство данных систем можно предусмотреть при выдаче архитектурно-планировочного задания. Безусловно, это предложение вызовет активное сопротивление инвесторов и заказчиков, и их аргументация, на первый взгляд, будет внушительной: это приведет к увеличению стоимости квадратного метра.

Но не стоит забывать, что программа строительства жилья, объявленная на федеральном уровне, говорит не только о доступном, но и комфортном жилье. И перекладывание расходов по «созданию комфорта» на плечи покупателей квартир вряд ли можно назвать государственным подходом.

К тому же системы рекуперации дают существенную экономию расходов при эксплуатации зданий. Так, при установке централизованной системы приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла в жилом доме на 300 квартир, экономия тепловой энергии составит до 5 тысяч киловатт в сутки (4,3 Гкал/сутки).

Поэтому, пожалуй, единственным выходом из создавшегося положения сегодня является решение вопроса на местном уровне. При составлении архитектурно-планировочного задания в графе инженерные системы хотелось бы видеть запись о системах использования вторичных энергетических ресурсах (рекуперации). Эта мера высвободит энергетические ресурсы для последующих объектов.

Сегодня надо признать: то, что проектируется и строится сегодня, зачастую, не отвечает действующим санитарным нормами. Поэтому будущим жильцам и застройщику нужно совместно решать пути выхода из создавшегося положения, еще на начальной стадии проекта.