Казалось, прошли безвозвратно те времена, когда почти из всех райцентров Архангельской области можно было летать не только в областной центр, но и в столицы.

Многие аэропорты превратились в картофельные поля (как, например, в Верхней Тойме), многие так и застыли по уровню развития в 20-м веке.

После перестроечных лет и годов дикого капитализма, казалось бы, полёты малой авиации и экстренных служб — это уже благодать. Ещё пару лет назад никто и предположить не мог, что где-то возьмутся за неподъемную ношу строительства и реконструкции нового настоящего и полноценного аэропорта.

Однако, чудо происходит на наших глазах. В Вельске…

Вельский аэропорт не эксплуатировался более 20-ти лет. До этого никто не вкладывался в его ремонт. Вдоль взлетно-посадочной полосы вырос настоящий лес. Здания за это время пришли в непригодное состояние.

И вот, оценив ситуацию, видя востребованность в полётах, руководство Группы компаний «УЛК» приняло решение восстановить этот аэропорт.

Как всегда это бывает в Группе компаний «УЛК», период перехода от слов к делу, от идеи к ей воплощению — недолгий.

На данный момент уже проделана огромная работу по реконструкции аэропорта:

— вырублена вся растительность вокруг полосы;

— расширена и выровнена площадь вдоль взлетно-посадочной полосы;

— саму полосу уже удлинили до 1800 метров, уложили новое покрытие.

— уложили новый асфальтобетон на рулежных дорожках и расширили перрон.

В настоящий период в Вельском аэропорту полным ходом идёт строительство теплого ангара для воздушных судов. Завершается строительство фундаментов под модульную котельную и КТП — на следующей неделе начнется их монтаж.

Проложены инженерные сети от будущей котельной ко всем объектам обновленного аэропорта.

Для работы любого аэропорта очень важна безопасность. Без соблюдения высочайших стандартов безопасности никто не разрешит эксплуатировать аэропорт.

Понятно, что пришлось начинать с элементарного — не было даже ограждения. Сейчас его начали монтировать по всему периметру. После чего, в обязательном порядке, весь периметр будет оборудован системой видеонаблюдения, сообщенной с пультом диспетчера.

Аэропорт, каким бы он ни был современным, не может существовать в отрыве от инфраструктуры района. Поэтому уже полностью отремонтирована дорога от трассы М8 до аэропорта — 1263 метра. На ней уложен новый асфальт.

В следующем году планируется построить здание административно-бытового корпуса. Там разместится гостиница для летного состава и кабинеты для сотрудников аэропорта.

УЛК не только строит аэропорт, но еще и закупает технику для его обслуживания.

Приобретена снегоуборочная машина для подготовки взлетно-посадочной полосы. Куплен трактор с отвалом и щеткой, пожарный автомобиль, машина скорой помощи и топливозаправщик. В США приобрели машину для противообледенительной обработки воздушных судов.

На 2019 Группа компаний «УЛК» планирует начать строительство нового здания аэровокзала. Старое здание все еще стоит, но находится в аварийном состоянии.

Сейчас проходит стадия проектирования.

Единственная проблема, с которой реально столкнулись и власти и инвесторы — это черезполосица в собственности здания. Часть помещений находится в муниципальной собственности, и они принадлежат Вельскому муниципальному району.

Вторая часть находится в федеральной собственности. Сейчас УЛК вместе с вельским муниципалитетом ведет переговоры с Москвой.

На сегодня принято следующее решение: до конца текущего года Группа компаний «УЛК» передаст все объекты и закупленное оборудование и технику в аренду аэропорту «Архангельск» для организации его работы и выполнения регулярных и чартерных рейсов.

Переговоры по данному вопросу между УЛК и ОАО «Аэропорт «Архангельск» уже проведены.

В ближайшей перспективе из Вельска будут осуществляться прямые регулярные рейсы на Архангельск, Москву, Санкт-Петербург, Сочи.

Впоследствии не исключено, что вельскому аэропорту присвоят статус международного.

Ну и конечно, и в УЛК, и ОАО «Аэропорт Архангельск», и жители Вельского и окрестных районов надеются, что Вельский аэропорт вернет свою былую славу, и это будет еще одним хорошим подарком людям и примером остальным.

Возникают вопросы:

— А зачем лесопромышленному холдингу вкладываться в авиацию?

— За какое время отобьются инвестиции и вообще, отобьются ли они?

Вопросы не праздные. Ибо, подобное крайне редко — чтобы производственная компания в России занималась ещё и строительством аэропортов. Разве что «Русал» с «Базовым элементом» Олега Дерипаски делали нечто похожее в Сочи, да Нордникель в Норильске…

С актуальными вопросами насчет Вельского аэропорта главный редактор «Правды Северо-Запада» и ИА «Эхо СЕВЕРА» Илья Азовский обратился к генеральному директору Группы компаний «УЛК» Владимиру Буторину.

Илья Азовский:

— Все-таки, профиль Группы компаний УЛК — это все, что связано с лесом. Реконструкция аэропорта — совсем другое направление. Поэтому хочется задать вопрос — зачем лесопромышленной компании реконструировать аэропорт?

Владимир Буторин:

— Перед нами в ближайшей перспективе стоит задача — построить в Устьянском районе современный туристический комплекс со всей необходимой инфраструктурой. Разработанный план создания перспективного туристического направления предполагает, что пик строительных работ придется на 2019–2024 годы.

Устьянский край — это удивительное место с богатой природой, с развивающейся инфраструктурой и туризмом. У нас строятся дороги, гостиницы, спортивные объекты, благоустраиваются общественные места отдыха. Ежегодно на территории проводятся мероприятия всероссийского уровня, такие, как Чемпионат «Лесоруб 21 века», лыжные спортивные соревнования. 

Кроме того, мы взялись за организацию охоты и рыбалки для настоящих ценителей этого вида отдыха. Сейчас строим вольеры для коммерческой охоты на кабана, оленя, предоставляем отличные места для рыбалки. И самое главное, что люди хотят к нам ехать не только с близлежащих районов, но и крупных городов страны: Санкт-Петербурга, Ярославля и даже Москвы. 

Желающих провести свое свободное время в Устьянах много. Именно поэтому было принято решение построить в 90 километрах от районного центра аэропорт, который упростит логистику и сделает пребывание туристов максимально комфортным и интересным. С открытием аэропорта у туристов появится возможность побывать в Устьянах, «уложившись» в два дня.

Илья Азовский:

— Вы сказали, что полоса (ВПП) уже увеличена до 1800 метров. Самолеты какого типа сможет принимать будущий аэропорт?

Владимир Буторин:

— У Группы компаний «УЛК» заключен договор с лицензированной организацией, которая возьмет на анализ пробы асфальтобетонного покрытия, после чего будет определена его прочность, и только после этого можно определить тип воздушных судов, которые сможет принимать полоса.

Илья Азовский:

— Жители каких районов смогут пользоваться Вельским аэропортом?

Владимир Буторин:

— Все близлежащие районы: Устьянский, Вельский, Шенкурский, Коношский, Каргопольский, Няндомский, Плесецкий, Виноградовский и так далее.

Илья Азовский:

— На какой пассажирооборот вы рассчитываете?

Владимир Буторин:

— Сегодня еще сложно прогнозировать пассажиропоток. Необходимо время, чтобы люди привыкли и оценили все удобства авиатранспорта. Мы уверены, что аэропорт будет востребован, а самое главное, это даст мощный толчок развитию южных районов Архангельской области.

Как только аэропорт заработает, то сразу притянет к себе и другие сферы: торговля, сфера питания, обслуживания, транспортные услуги разного уровня. Аэропорт потянет за собой вверх сразу несколько районов области.


Ваге Петросян – генеральный директор ОАО «Аэропорт «Архангельск», комитета по промышленности инфраструктуре и транспорту Архангельского областного Собрания:

«Процесс реконструкции аэропорта в Вельске идет очень активными темпами. В настоящий момент заканчиваются работы по установке аэродромного ограждения. Закатана и укреплена взлетно-посадочная полоса. Теперь ее длина составляет 1800 метров.

Это позволит аэропорту принимать воздушные суда других классов.

В ближайших планах у нас открытие регулярного авиасообщения между Архангельском и Вельском. В дальнейшем, конечно, будет планироваться развитие других маршрутов.

Нельзя не упомянуть и про обслуживание бизнес-джетов.

Что касается технических возможностей взлетной полосы в Вельске, то они на голову выше, чем того же Котласа. Там, как вы помните, осуществлялись те же регулярные перевозки до Санкт-Петербурга.  Здесь полоса длиннее.

Уже строится новый терминал. Он будет иметь и тот же бизнес-зал. Идет возведение и ангара для хранения самолетов.

Все работы по аэродрому будут закончены уже в этом году.

Это будет очень современный и комфортный аэропортный комплекс».