На сегодняшней очередной сессии депутаты Архангельского областного Собрания отменили один из самых, пожалуй, самых дурацких законов, действующих на территории региона. Отметим, что с докладом перед депутатами сегодня выступил глава Архангельска Игорь Годзиш.

Отныне представители администрации Архангельска сами отвечают за распределение земли в городе, что ранее было невозможным. Причиной тому была «войнушка» между экс-мэром Донским и экс-губернатором Киселевым. 

Так что этот день может смело стать важной исторической датой для Архангельска. И название для него уже есть подходящее — День победы разума.

Отметим, что в городской Думе для решения вопросов с землей, скорее всего, будет создана отдельная комиссия

Во что сказано в пояснительной записке к законопроекту:

Необходимость разработки и принятия проекта областного закона «О признании утратившими силу отдельных областных законов и положений областных законов» обусловлена следующей ситуацией, сложившейся на протяжении последних нескольких лет, в сфере распоряжения земельными участками на территории города Архангельска.

С 05.09.2007 муниципальное образование «Город Архангельск» утратило право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при этом не утратив полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-Ф3). 

Согласно данному закону решение большей части градостроительных вопросов сконцентрировано на уровне органов местного самоуправления, в т. ч. утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, резервирование земель и изъятие для муниципальных нужд земельных участков, осуществление земельного контроля за использованием земель и пр.

Помимо Федерального закона № 131-ФЭ, полномочия органов местного самоуправления в градостроительной и земельной сфере определены в Градостроительном кодексе РФ (например, развитие застроенных территорий) и Земельном кодексе РФ, а также в других федеральных законах.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены отдельные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе изменения коснулись порядка формирования неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Бюджетным законодательством установлено, что доходы от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, с 01.01.2014 зачисляются в доходы только местных бюджетов — по нормативу
100%.
Таким образом, градостроительная и бюджетная политика федерального центра направлена на концентрацию полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в органах местного самоуправления.

В данном вопросе нельзя не учитывать и менталитет жителей города Архангельска, а также уровень их правовой культуры. Местное самоуправление, как никакой из уровней власти в Российской Федерации, близок к населению. 

У граждан с понятием «власть», прежде всего, ассоциируются органы местного самоуправления, которые должны отвечать за ситуацию в городе, в том числе, в сфере градостроительства и оформления земельных отношений. Реализуемая в настоящее время двухуровневая концепция управления и распоряжения неразграниченными городскими землями, размывает ответственность в указанной сфере и порождает у горожан недоверие к властям любого уровня.

На основании вышеизложенного, просим рассмотреть возможность возврата муниципальному образованию «Город Архангельск» полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Положительное решение по данному вопросу послужит отличным стимулом для совместного исполнения поручений, поставленных Президентом Российской Федерации перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.