В Северодвинске прошли общественные слушания по полигону ТБО в Рикасихе. Из 250 тысяч горожан в зал голосовать пришли примерно полторы тысячи. И эти полторы тысячи против так называемого ЭкоТехноПарка. 2 процента жителей.
За исключением 38 человек, которые, осознавая свое меньшинство, высказались «за». Вот такой расклад. Дальше еще будут слушания, потом решение примут городские депутаты — там парни и тетки сговорчивые, понятливые — обо всём договорятся.
Полигон, или ЭкоТехноЦентр, построят как хотят и где хотят — продавят, нагнут, договорятся.
История с мусором — она двухсторонняя. С одной стороны, есть люди. В случае с Рикасихой — это дачники, чьи шесть или более соток с огородами, баньками и милыми домиками с цветами располагаются там десятилетиями.
Они такие же граждане, как и те, которые заинтересованы в строительстве полигона в Рикасихе. Разница в том, что у кого-то либо нет дачи, либо дача в другом месте. А у этих она в Рикасихе.
Они имеют право быть против. И ни одна гадина — будь то высокопоставленный сатрап правительства области или засранец-эколог, — никто не имеет права называть дачников, протестующих против свалки около их дач, группкой, крикунами и прочими оскорбительными эпитетами.
История вопроса такова, что однажды (летом этого года) к дачникам в Рикасихе пришли тупорылые чиновники и поставили людей перед фактом: у вас тут, дескать, будет полигон.
Когда составляли территориальную схему размещения ТБО, когда всё это дело планировали — людей не спрашивали.
Вот и получили протест. Так это от головозадости и от неумения объясняться и договариваться.
Вот и вся сермяжная правда по первой стороне мусорного вопроса.
А вот то, о чем и власти, и протестующие сказать боятся. Предположим, вариант, что противники размещения объекта в Рикасихе выиграют. И от Рикасихи, где в числе прочих и дачи генералитета Севмаша, отступятся.
Проект перенесут в Боры, Уйму, Юрос или в иное очень красивое место. Где тоже есть дачи. Но уже людей попроще…
Проблема в том, что ради людей попроще никто не будет устраивать вселенский бунт. К тому же зимой никто и не заметит вторжения….
Вторая сторона состоит в том, что современный полигон нужен. Ибо то, что есть в Северодвинске и Архангельске на данный момент, это не полигоны, а свалки.
Чувствуете разницу: полигон и свалка? ЭкоТехноЦентр и помойка? Разница существенная.
И суть проблемы в том, что мы зарастаем в отходах и мусоре. Область тонет. И тонет без всяких москвичей. Сами тонем.
Без терсхемы не будет оператора по ТБО, не будет оператора — не будет решаться проблема. Сейчас у властей есть идеальный отмаз: почему везде срач?
Да потому, что нет регионального оператора.
В конце лета нечто подобное случилось в Челябинске — в крупнейшем городе России произошел мусорный коллапс.
И еще один нюанс. Метаморфоза. Против полигона в Рикасихе проголосовал Северодвинск. Город, в котором расположен Севмаш. Отнюдь не шоколадная фабрика. Севмаш строился в те годы, когда никто никого не спрашивал.
А вот представляете, если бы сейчас собрали народ на общественные слушания и спросили: «А вы хотите промышленный гигант с ядерными реакторами у себя под окнами?» 100 процентов, что услышали бы дружное НЕТ.
Аналогично с любым производством.
Мы могли бы стать самой чистой и невинной территорией в мире, но тогда не было бы ни Севмаша, ни ЦБК, ни космодрома.
Вот, к примеру, Архангельск. Уже пять лет, как не воняет Сульфатом. Соломбальский ЦБК сдох, обанкротился. Воздух стал чище. А тысяча человек свободнее…
Вспоминается аналогия. Дело было на стыке 80-х и 90-х. Под Архангельском планировали строить метаноловый завод. А поскольку это энергоемкое производство, то и атомную электростанцию.
Всё уже было реально. Один из последних проектов родом из СССР. Но грянула перестройка, а вместе с ней и норвеги с финнами. Была профинансирована громкая кампания по борьбе с новыми стройками. Многие в те годы сделали политическую карьеру.
Планы по строительству были остановлены, а потом и смыты в унитаз.
У нас нет химических производств, нам не угрожает вариант Чернобыля (если не считать Севмаш). Мы живем, гордо подняв голову, но сидя по уши в *авне.
Мы гордые, но бедные, кругом грязь, нищета. Зато весело. Мы готовы послать кого угодно и куда угодно, находясь под внешним управлением столичных олигархов и иноземных правителей. Которым, разумеется, не верим, которых ненавидим, но которые могут нас трахнуть, как хотят и чем хотят.
Поморская воронья слободка…
НА ФОТО:
Тем временем Архангельск превращается в Челябинск времен мусорного кризиса — город зарастает помоями. На снимке Красная Пристань — центральнее уже некуда. И так по всей области.