В прокате с 6 сентября
Режиссёр: Авдотья
Смирнова
В главных ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Андрей Смирнов
В этом сентябре в
прокат вышла долгожданная лента режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой,
первая полнометражная самостоятельная работа за шесть лет. Возможно, вы узнали
об Авдотье и не благодаря интересу к кинематографу.
Несколько лет она
была соведущей Татьяны Толстой в канувшей в лету программе «Школа злословия»,
имя Авдотьи успело прогреметь и в светской хронике после заключения брака с
ярким и спорным политическим деятелем Анатолием Чубайсом.
Но перейдём же к
фильму. Сама фабула истории традиционно для Авдотьи Смирновой
литературоцентрична, уже не в первый раз в своём творчестве она обращается к
титанам русской классики.
«История одного
назначения» основана на книге Павла Басинского о Льве Николаевиче Толстом
(Евгений Харитонов). В 1886
году по просьбе знакомого поручика он принял участие в судьбе представшего
перед трибуналом полкового писаря Василия Шабунина — за пощечину старшему по
званию ему полагался расстрел.
На военном трибунале заседают трое, в двух из них
процесс борьбы здравого смысла, военной муштры и гуманистического начала решён
однозначно, но в молодом поручике Григории Колокольцове (Алексей Смирнов),
генеральском
сыне, эта борьба разворачивается на наших глазах.
Лев Николаевич же предстаёт адвокатом несчастного,
униженного и оскорблённого, пишет прошения о помиловании лично императору,
выступая перед трибуналом, к вопросу о содержании своего монолога он подходит
вовсе не формалистично, а вкладывает в него весь свой писательский гений.
Как же так, вот сидит человек, чихает, морщится,
посмотрите на него, завтра его уже не будет, потому что мы его убьем, — подобно
своим героям, Пьеру или Андрею, рассуждает вслух выступающий в суде писатель.
В этом маленьком эпизоде из жизни писателя
удивительным образом отразилась вся суть его мировоззрения. Толстовское
мироощущение противоположно казарменному. Однако, на русской почве всё слишком
часто разбивается о банальное желание выслужится и получить местечко потеплее.
Так происходит и в этой истории, отец-генрал (Андрей
Смирнов) приходит на заседание по нашумевшему в столице делу, куда собрался
весь свет. У генерала к тому же имеется и два старших сына — оба герои войн, но
на дворе 1886 год, спокойное время, где младшему сыну не находится сражения,
чтобы отвоевать отеческую любовь.
Дружба с семьёй Толстого, рассуждения о
нравственности, идеалистические воззрения на реформы в армии — всё это катится
к чертям под гнётом обстоятельств, в которых и раскрывается подлинная сущность
человеческого.
Во многом фильм берёт на себя непосильную задачу: за два часа экранного
времени и о гуманизме порассуждать, и детективную линию провести, и личность
Толстого раскрыть с непростыми семейными взаимоотношениями, и вечное русское не
забыть.
Во многом такая расфокусировка не даёт зрителю глубже погрузиться в канву происходящего и в достаточной мере сопереживать этой нарочито морализаторской истории. Возможно, маленький случай из жизни великого писателя и совсем не стоил бы такого пристального рассматривания под увеличительным стеклом кинокамеры, если бы история из далёкого 19 века так остро не совпадала с сегодняшним тотальным ощущением человеческого бессилия перед репрессивным аппаратом.
Анастасия Спиридонова
Знак информационной продукции 12+
Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».