В прокате с 6 сентября

Режиссёр: Авдотья Смирнова

В главных ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Андрей Смирнов 


В этом сентябре в прокат вышла долгожданная лента режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой, первая полнометражная самостоятельная работа за шесть лет. Возможно, вы узнали об Авдотье и не благодаря интересу к кинематографу.

Несколько лет она была соведущей Татьяны Толстой в канувшей в лету программе «Школа злословия», имя Авдотьи успело прогреметь и в светской хронике после заключения брака с ярким и спорным политическим деятелем Анатолием Чубайсом.

Но перейдём же к фильму. Сама фабула истории традиционно для Авдотьи Смирновой литературоцентрична, уже не в первый раз в своём творчестве она обращается к титанам русской классики.

«История одного назначения» основана на книге Павла Басинского о Льве Николаевиче Толстом (Евгений Харитонов). В 1886 году по просьбе знакомого поручика он принял участие в судьбе представшего перед трибуналом полкового писаря Василия Шабунина — за пощечину старшему по званию ему полагался расстрел.

На военном трибунале заседают трое, в двух из них процесс борьбы здравого смысла, военной муштры и гуманистического начала решён однозначно, но в молодом поручике Григории Колокольцове (Алексей Смирнов), генеральском сыне, эта борьба разворачивается на наших глазах.

Лев Николаевич же предстаёт адвокатом несчастного, униженного и оскорблённого, пишет прошения о помиловании лично императору, выступая перед трибуналом, к вопросу о содержании своего монолога он подходит вовсе не формалистично, а вкладывает в него весь свой писательский гений.

Как же так, вот сидит человек, чихает, морщится, посмотрите на него, завтра его уже не будет, потому что мы его убьем, — подобно своим героям, Пьеру или Андрею, рассуждает вслух выступающий в суде писатель.

В этом маленьком эпизоде из жизни писателя удивительным образом отразилась вся суть его мировоззрения. Толстовское мироощущение противоположно казарменному. Однако, на русской почве всё слишком часто разбивается о банальное желание выслужится и получить местечко потеплее.

Так происходит и в этой истории, отец-генрал (Андрей Смирнов) приходит на заседание по нашумевшему в столице делу, куда собрался весь свет. У генерала к тому же имеется и два старших сына — оба герои войн, но на дворе 1886 год, спокойное время, где младшему сыну не находится сражения, чтобы отвоевать отеческую любовь.

Дружба с семьёй Толстого, рассуждения о нравственности, идеалистические воззрения на реформы в армии — всё это катится к чертям под гнётом обстоятельств, в которых и раскрывается подлинная сущность человеческого.

Во многом фильм берёт на себя непосильную задачу: за два часа экранного времени и о гуманизме порассуждать, и детективную линию провести, и личность Толстого раскрыть с непростыми семейными взаимоотношениями, и вечное русское не забыть.

Во многом такая расфокусировка не даёт зрителю глубже погрузиться в канву происходящего и в достаточной мере сопереживать этой нарочито морализаторской истории. Возможно, маленький случай из жизни великого писателя и совсем не стоил бы такого пристального рассматривания под увеличительным стеклом кинокамеры, если бы история из далёкого 19 века так остро не совпадала с сегодняшним тотальным ощущением человеческого бессилия перед репрессивным аппаратом.


Анастасия Спиридонова


Знак информационной продукции 12+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».