Режиссер: Егор Баранов

В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Артем Сучков, Таисия Вилкова

В прокате с 30-го августа


Сегодняшний зритель уже привык к тому, что сиквелы, в рамках одной франшизы, могут быть хуже первой части. Как правило, идея снять вторую часть чего-либо исходит от студий, желающих заработать побольше денег на знакомых персонажах. Естественно, что история, не заточенная на продолжение может выглядеть хуже, когда сценарист пытается-таки ее продолжить.

С «Гоголем» же случилась обратная ситуация. Этот проект изначально задумывался, как многосерийный, его снимал один и тот же режиссер, снимал единовременно все серии, а уже после ушлые продюсеры решили вынести сие творение на большие экраны.

Оттого непонятно, как так получилось, что каждая новая часть может быть настолько хуже предыдущей. Первая часть задала, пусть не самые высокие, но вполне сносные стандарты качества, но получилось так, что первые две серии просто забрались повыше, чтобы остальным было веселее катиться вниз.

С рецензией на вторую часть вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Третья же часть окончательно пробила дно плохого. Складывается четкое ощущение, что буквально каждый участник съемок отбывает повинность на площадке и торопится поскорее оттуда сбежать. В первую очередь, это замечание касается сценариста.

Предыдущая серия закончилась победой Николая Васильевича над огромным чудовищем по имени Вий, взрывом скалы, на которой стояла церковь и смертью главного персонажа. Также по вине Гоголя погибли и 12 девушек, которых по его прошению заперли на дальнем хуторе.

Новая серия про Вия даже не вспоминает. Персонаж Стычкина — Александр Христофорович Бинх забыл, что он видел, как взрывался Вий-скала, забыл, как вытаскивал тело Гоголя из разрушенной церкви. В новой части он снова не верит в мистику и не верит Гоголю. Каждую вторую серию мотивация Бинха делает полный круг, каждый раз он начинает в образе глупого, но исполнительного чиновника, постепенно проникается доверием к Гоголю, а в конце уже готов с ним и в огонь, и в воду, но серия заканчивается и снова все сначала.

Как ни странно, но Александр Христофорович, по сути, является главным героем «Страшной мести». Ему уделяется наибольшее внимание. Остальные герои, с которыми зрителя познакомили в первой части, оказались не нужны и появляются только, чтобы не быть забытыми.

Второй главный персонаж последних двух серий — это герой Меньшикова — Гуро Яков Петрович. Именно он «вытянул» первые две серии своей харизмой и именно без него изнывали 3-я и 4-я серия. Сейчас же появление Якова Петровича было визитной карточкой рекламной компании «Страшной мести».

Но как же отвратительно создатели поступили с Гуро в этот раз. Герой Меньшикова превращается в обычного КГБ-шника из современных российских фильмов. Сценарист убивает Гуро не только в буквальном, но и в переносном смысле. Самый сильный персонаж картины перед смертью становится похож на скользкого предателя и прямо умоляет не убивать себя, теряя все зрительское уважение.

Третьим в списке главных персонажей идет сам Гоголь, который снова не нужен. Этот персонаж снова служит ретранслятором собственных видений и ничего не делает сам. «Гоголь: Начало» был неплохим, в том числе, из-за красочных и пугающих видений Николая Васильевича. В «Страшной мести» от них решили отказаться практически совсем. Вся роль Гоголя в расследовании на этот раз умещается в 10 секунд. Главный герой просто один раз указывает на нужную ручку, открывающую тайный ход.

Ну и конечно же, Таисия Вилкова, играющая Лизу — возлюбленную Гоголя. Единственное, что пугает на протяжении всего сериала — это игра главного женского персонажа. Дополнительный кошмар заключается в том, что Лиза — это и есть всадник, за которым охотились весь сериал. Если в роли глупенькой барской девицы ее еще можно было воспринимать, то в роли самого главного антагониста — ну никак. Смотреть, как Таисия Вилкова отыгрывает древнее зло становится просто невозможным.

Если раньше еще можно было смеяться над каменным лицом и произношением актрисы заученного текста, то теперь лицо Таисии Вилковой на экране вызывает только ненависть.

Оказывается, Лизе уже 180 лет и, чтобы рассказать ее историю, зрителя ни с того, ни с сего начинают бросать во флэшбеки на 160 лет назад. Зачем это нужно — непонятно. Половина последней серии заполнена этими скачками истории через полтора века. Похоже, что такое решение нужно для того, чтобы наплодить под конец какое-то невообразимое количество персонажей, а в финале каждого убить.

Создатели зачем-то вводят кучу новых персонажей, раскрывая каждого из них минутой-двумя хронометража. Непонятно откуда и непонятно зачем у дочки кузнеца просыпаются сверхъестественные способности. Создатели намекают, что ее силы могут быть, как от Бога, так и от Дьявола, но никак не завершают ее линию в конце.

И если «Начало» только намекало зрителю, что в убийствах может быть замешана мистика, а «Вий» полностью в этом убедил, то в «Страшной мести» создателей просто понесло во все стороны. В последней серии в одном кадре можно наблюдать сразу 4-х ведьм, сына дьявола, члена масонской ложи и колдуна.

В последних двух сериях плохо абсолютно все. Атмосфера глухой украинской деревушки, потерянная в «Вие» так и не нашлась, операторское мастерство тоже, каким-то образом деградировало, оставив только серую цветокоррекцию, все куда-то торопятся, зрителя заваливают экспозицией из уст всех персонажей.

После «Вия» финальная схватка выглядит безумно дешево. Но, казалось бы, поскольку история кончается, то можно бы и поубивать часть персонажей. Создатели так и делают, но делают настолько плохо, что хоть какие-то эмоции вызывает смерть Александра Христофоровича, так как под конец его решили сделать еще и человеком чести.

Сам Гоголь, конечно, выживает и, разочарованный во всем мире, уезжает обратно в Петербург, где мучается душевными терзаниями не больше трех минут экранного времени, а после вдохновленный садится писать «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И вот хэппи энд уже напрашивается сам собой, история закончена, Гоголь становится известным писателем, раздает автографы, а зритель ждет титры, но создатели не торопятся оставить его в покое.

Самая последняя сцена — это прямо антишедевр. К Гоголю в комнату врываются Александр Пушкин — охотник на вампиров и его, по какой-то причине, слуга — Лермонтов. Поэты зовут Гоголя в свое тайное общество, а сидящий в зале понимает, что это еще не конец.

И действительно. Уже анонсирована следующая часть этой прекрасной франшизы. Похоже, что накал трэша будет только расти, а создатели будут до тех пор крутить этот ад по кинотеатрам, пока на него ходят.

Самое обидное, что авторам этого проекта удалось завоевать хоть какое-то доверие зрителя. И поступают они с ним крайне безрассудно. Под конец не старается вообще никто, но, видимо, стараться и не нужно. Те, кому понравилась третья часть, похоже, готовы смотреть вообще все, что угодно.


Александр Губкин


Знак информационной продукции 16+


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».