Режиссер: Жерар МакМюррей

В ролях: Иʼлан Ноэль, Лекс Скотт Дэвис, Джойван Уэйд, Мугга, Пэтч Дара

В прокате со 2-го августа


В 2013 году вышел первый фильм из серии «Судная ночь». Само собой, 5 лет назад никто не планировал делать из малобюджетного фильма категории В целую серию аж из четырех фильмов. Первая часть, по сути, была обычным слешшером. От других представителей жанра «Судную ночь» отличал притянутый политический концепт происходящего.

Вся суть серии фильмов заключается в том, что одну ночь в году на территории США полностью отменяются все законы и можно делать, что угодно. Якобы такая мера должна была освежить экономику и дать людям выплеснуть гнев, чтобы сократить количество преступлений в будущем.

Как это работает, зрителю сначала никто не желал объяснять, да это и не нужно в полуторачасовом фильме про убийства. Патриотичные американцы, в повседневной жизни уважающие закон, точно так же уважают и его отсутствие. На вопрос «зачем?», главные герои с очень серьезным видом отвечают «Потому что это работает». Вот и все объяснение.

Впрочем, первый фильм заслуживает внимания, поскольку главный антагонист — лидер банды богатых и жестоких подростков, просто прекрасен в своем переигрывании.

Однако, первая часть собрала неплохую кассу, что позволило создателям развить идею и, как ни странно, у них получилось. С каждой новой частью масштаб происходящего увеличивался. Если сначала все проходило на территории одного дома, то потом увеличилось уже до района, потом города, четвертая часть проходит на территории нью-йоркского острова Стейтен-Айленд и является не продолжением, а приквелом.

Еще со второй картины в серии стало понятно, что зрителю не интересны убийства невинных ради забавы, зрителю хочется глубже погрузиться в политические, социальные и культурные аспекты мира, в котором одну ночь в году можно делать, что угодно.

При просмотре четвертой части приходит осознание, что создателям больше нечего рассказать об их мире. Все нововведения закончились во второй части, третья совсем немного развила идею, добавив кучу аллюзий на выборы в США 2016 года.

«Судная ночь начало» — та же самая судная ночь, что в первом и втором фильмах, только теперь все положительные персонажи — афроамериканские преступники, а все плохое сконцентрировано на «белых дьяволах».

По сюжету «Начало» — это первый шаг правительства к ночам беззаконья. Пока что, это просто эксперимент, проходящий на одном острове. Новое правительство посчитало, что, если люди удачно выпустят пар и убьют ненавистных им других людей, то агрессия исчезнет на достаточно долгое время, да и бедных станет меньше.

Люди были предупреждены о начале эксперимента и могли спокойно покинуть остров, но некоторые остались. Кому-то были нужны деньги, обещанные за участие, но были и те, кто остался из принципа.

И вот эксперимент начался. За кого же зритель должен переживать? Создатели представляют несколько чернокожих персонажей: активистка Найа, которая агитирует людей отказаться от участия в эксперименте, ее брат — начинающий наркоторговец, ее бывший — король наркоторговцев с самым обычным афроамериканским именем Дмитрий, его банда и несколько его невыразительных соседей.

Вот за эту группу криминальных элементов и должен переживать зритель. Ведь они торгуют наркотиками, так как им нужно как-то выживать в современном мире. А отвратительный белый человек отобрал у них всю работу. Поэтому они и стали преступниками.

Проблема фильма в том, что буквально каждый персонаж не обладает харизмой. Слишком заметно, что все герои говорят заученный текст. Таким образом, каждый представляет собой какую-либо социальную проблему, а не человека.

Главным сюжетным поворотом стало то, что на самом деле эксперимент провалился. Люди, кроме одного наркомана, не стали без причины убивать друг друга. И это чуть не уронило имидж нового правительства. Им было необходимо, чтобы все закончилось успешно.

Судная ночь, все-таки, не работает.

И вот тут фильм начинает выдавать действительно странные вещи. Правительство, состоящее целиком из белых мужчин, отправляет белых, если не сказать арийских (блондины с голубыми глазами) наемников убивать всех, кто попадется на глаза. Почему-то на глаза попадаются исключительно люди с темной кожей.

Резней чернокожего населения наемники решили заняться в балахонах Ку Клукс Клана, в форме с символикой арийского братства и нацистов или в так называемых Blackface (чернокожий грим на белом человеке).

Понятно, что это сильно-упрощенный социальный комментарий на тему «сначала белые забрали у нас работу, вынудив торговать наркотиками, а теперь убивают за то, что мы не работаем и торгуем наркотиками», но в данном контексте белые в балахонах, стреляющие в черных, выглядят, как нездоровый фетиш режиссера.

Но ничто так не веселит, как фраза одного из главных персонажей: «Я не позволю вам, белым засранцам, трахнуть мой город». Америка должна знать своих героев.

Если закрыть глаза на 20-минутное введение, то остальная часть фильма — это беготня очень крутого чернокожего гангстера и уничтожение им белых наемников. Снято это все, разумеется, трясущейся камерой, а картинка очень скудно поставлена.

Таким образом, можно наблюдать развитие франшизы от второсортного слэшшера до крайне расистского боевика с политическим подтекстом. Что объединяет все фильмы серии, так это систематическое нежелание прописывать главных персонажей. За все четыре фильма играть старался только вышеупомянутый лидер подростков. Перестарался так, что запомнился зрителям (особенно, американским) на 5 лет вперед.

Каждый из четырех фильмов по отдельности не выглядит отдельным произведением, хотя каждый старается таковым казаться. Четвертая часть, призванная рассказать, с чего же все началось, не привнесла ничего нового в раскрытие мира серии, но и не загубила всю франшизу.

К сожалению, «Судная ночь — Начало» не справилась ни с одной из поставленных задач. Сатиры не вышло, да и не задумывалось, социальный или политический аспекты выглядят слишком очевидными даже российскому зрителю, а развлечь данное кино может, разве что, фанатов Гитлера.


Александр Губкин


Знак информационной продукции 18+

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».