Режиссер: Джеймс Кокс

В ролях: Тэрон Эджертон, Ансель Элгорт, Суки Уотерхауз, Эмма Робертс, Кевин Спейси

В прокате с 19 июля


1983 год. Недавние выпускники престижной бизнес-школы Джо и Дин оказываются перед выбором: либо тянуть лямку обывателя со скромными зарплатами, закладными, кредитами и ипотеками, либо рискнуть и путем игры на бирже быстро обогатиться. Вот только рисковать парням нечем, и они, пользуясь обаянием и ловко подвешенным языком, привлекают инвестиции сначала своих знакомых, а затем крупных финансистов.

Умудрившись запудрить мозги даже самым бывалым акулам бизнеса организацией уникального клуба доверительных коммерческих сделок, друзья тем не менее однажды оказываются у разбитого корыта — как выясняется, они и сами стали жертвами мошенника, воспользовавшегося их неопытностью и слабостями. В отчаянии Джо и Дин пытаются спасти ситуацию, но большие деньги уже начали свою кровавую жатву.

«Клуб миллиардеров» был снят в 2015 году с прицелом на релиз в 2017-м, однако события вокруг Спейси заставили продюсеров сначала сдвинуть дату премьеры, а затем и вовсе отказаться от широкого кинотеатрального проката.

Ситуация, развернувшаяся вокруг Кевина Спейси, поставила всех нас в неудобное положение. Резонанс, вызванный его поступками, на которые лишь недавно был пролит свет, оказался столь мощным, что о его актерском таланте стало даже как-то неудобно говорить — кажется, что, восхищаясь игрой, ты невольно оправдываешь грязь, в которую Спейси умудрился нырнуть с головой.

Так же, кажется, думают голливудские режиссеры и продюсеры — Ридли Скотт, например, из своего фильма «Все деньги мира» Спейси старательно «вымарал». А вот Джеймс Кокс, автор исторической криминальной драмы «Клуб миллиардеров», оставил актера в кадре и, кажется, именно этим спас среднюю по большому счету ленту.,

Причем играет Кевин человека самовлюбленного, эпатажного, окруженного молодыми красавцами и звездами искусства, — если эта роль станет последней в карьере Спейси, то жирнее черту подвести сложно.

Однако, можно оставить Спейси на время в стороне — в фильме он играет второстепенного персонажа, а на переднем плане разворачивается история двух молодых финансовых мошенников, умудрившихся «раскрутить на бабки» несколько десятков весьма искушенных в коммерции и инвестициях людей, едва ли не цвет американского бизнеса.

За счет чего? Да, как и всегда, молодости, наглости, умения пустить пыль в глаза, ловкости выдавать убытки за прибыль, эквилибристики перекладывания денег из одного кармана в другой, выдавая это за пополнение общего банка.

Россиянам должны быть знакомы эти схемы, если они изучали деятельность или даже вкладывали средства в различные МММ, ПИФы или прочие схемы по отъему денег у населения. Стоит отметить, что финансовую сторону вопроса Джеймс Кокс показывает на редкость скучно — это вам не «Волк с Уолл-стрит» и не «Игра на понижение», создается впечатление, что автор не понимает, о чем рассказывает, а потому тонкие места просто комкает.

Если не получается деловая сторона вопроса, то история Джо Ханта и Дина Карни дает возможность играть на других полях, однако Кокс не блещет и там. Лента начинается как рассказ о дружбе двух молодых людей, которые вместе погружаются в неприятности и держатся друг за друга до конца, но фильм об этом быстро забывает — примерно с середины Энсела Элгорта и Тэрона Эджертона режиссер разводит по разным углам, и достаточно привлекательный тандем персонажей на глазах тускнеет.

Не работает в ленте и романтическая линия — при всем старании Элгорта и Эммы Робертс отношения их Джо и Сидни очерчены легкомысленным пунктиром, за которым зрители сами должны придумывать, что сблизило двух людей и могла ли их связь вылиться во что-то серьезное.

А вот что режиссеру удалось однозначно и безоговорочно, так это создание атмосферы — поскольку действие разворачивается в богатейших кварталах Лос-Анджелеса, в клубах, переполненных звездами и богатейшими людьми в Америке, то все усилия авторов «Клуба миллиардеров» оказались направлены на воссоздание гламура 80-х с льющимся из динамиков синтипопом, блестками с пола до потолка и костюмами невероятных фасонов.

Даже если вам кажется, что после череды ретро-сериалов и «Первому игроку приготовиться» про конец прошлого века сказать нечего, «Клуб» стоит посмотреть — пышную внешнюю оболочку создатели картины прочувствовали и воссоздали с большой любовью.

Другое дело, что внешнее плохо заменяет внутреннее — шумные яркие вечеринки удались, а вот вне этой пестроты картина сразу замедляется, буксует, разменивается на мелочи и откровенно тратит ваше время, вспыхивая лишь в тех редких эпизодах, когда в кадр входит Кевин Спейси, чей герой предпочитает наряды ядовито-химических оттенков. Но здесь мы опять возвращаемся к началу беседы — общественное порицание заставляет стесняться восхищения работой этого актера.

Как ни печально, но присутствие в кадре опальной звезды для «Клуба миллиардеров» стало гораздо более значимым аргументом, чем основанная на реальных событиях сюжетная конструкция со взлетом, двумя убийствами и падением, чем четко артикулируемая мысль о мошеннической природе финансовых институтов и даже чем набор молодых звезд, которым тащить на себе Голливуд ближайшие 10-15 лет.

Фильм останется в памяти лишь как последняя работа Кевина Спейси, разрушившего свою жизнь собственными руками, совсем как герои картины.

Знак информационной продукции 18+


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель»