Скорее наоборот — развитие производства произойдёт ещё в бОльших объемах, чем ожидалось…

Для справки: на данный момент на ООО «Поморская лесопильная компания» (бывший СЛДК) вырабатывается ежемесячно в среднем около 14 000 куб. м экспортных пиломатериалов и 7000 тонн топливных древесных гранул (пеллет), и снижать производительность не планируется.


Впрочем, обо всем по порядку…

Весной 2017 года общественности Архангельска был представлен красивый и развернутый план развития СЛДК — некогда флагмана отечественного леспрома, крупнейшего предприятия Европы.

Лесопильный комбинат в новых экономических условиях не смог выжить и стоял на грани банкротства. Но нашлись инвесторы, которые несколько лет назад взяли предприятие под контроль.

С того времени, как Поморская лесопильная компания представила проект, минуло полтора года.

ЛДК — это не подводная лодка и потому любые изменения можно увидеть воочию.

Первое, что видно ещё с дороги, — белый пар из труб новенького пеллетного завода. Каждые два месяца в страны Европы отсюда уходят по три парохода с пеллетами. Производство чистейшее. Ваш покорный слуга приехал за завод в сандалиях — ни пылинки.


Лесопильное производство внешне сильно не изменилось. Вида цветущего, по крайней мере пока, нет.

Между тем, как принято здесь говорить, «на районе», идет молва о грядущих массовых сокращениях и даже о закрытии производства.

Что происходит, где тот самый гигантский инвестпроект, будут ли сокращения рабочих? Что ждёт эту промплощадку: новый завод, жилой микрорайон или здесь будет промышленный пустырь?

О ближайшем и отдаленном будущем СЛДК главный редактор «Правды Северо-Запада» Илья Азовский беседовал с генеральным директором ООО «Поморская лесопильная компания» Сергеем Порошиным.

Для тех, кто не понял сути, поясним: СЛДК нынче — это и есть Поморская лесопильная компания. В феврале ее активы выкупила Группа компаний УЛК, и в настоящее время происходит слияние компаний.


Кстати, Сергей Михайлович — коренной архангелогородец. Здесь учился, здесь получил высшее образование, здесь трудился и руководил лесопромышленными производствами.

Последние несколько лет работал в Сибири, в Лесосибирске, где получил неоценимый опыт руководства производством крупного ЛДК. Вернулся в Архангельск. Ибо здесь, как он считает, есть хорошие перспективы, а к руководству СЛДК приступил потому, что верит новому собственнику.

Впрочем, хватит лирики. Вот интервью с Сергеем Порошиным, которое было записано на минувшей неделе.

                                                                                                        ***

Илья Азовский: Прошло почти полтора года с тех пор, как был презентован проект реконструкции бывшего Соломбальского ЛДК. Какая ситуация сейчас на предприятии и каковы перспективы?

Сергей Порошин:После того, как был представлен проект, состоялась продажа активов предприятия.

В процессе более глубокого изучения новым собственником проекта рассматривались разные варианты его улучшения, в том числе и создание более крупного производства на территории бывшего СЛДК. Также изучалась логистика. С момента приобретения завода была взята пауза на два месяца — на детальное изучение всех вопросов.

Рассматривались вопросы доставки сырья, отгрузки продукции. Мы готовили для железной дороги заявку на увеличение объемов перевозки сырья и готовой продукции на последующие пять лет.

Оценив все факторы, в том числе строительство здесь порта федерального значения, мы поняли, что у железной дороги не хватит ресурсов — много узких мест. Для обеспечения всех потребностей предприятия железной дороге требовались инвестиции в объеме, сравнимом с инвестициями в строительство практически завода. Рассмотрели другие варианты, в том числе и строительство завода в Карпогорах.

Этот вариант тоже обсуждали с железной дорогой и нашли поддержку. В результате всех «за» и «против» собственник пришел к решению, которое поддержали все участники проекта. Есть аргументы, с которыми не поспоришь: наиболее выгодно создавать производство близко к сырьевой базе и вывозить уже готовую продукцию.

Кроме того, если развивать производство здесь, в Архангельске, понадобится много специализированного подвижного состава для перевозки леса, на приобретение специализированных платформ потребуются значительные суммы. А если производство будет ближе к лесу, то готовая продукция будет вывозиться маршрутными поездами, терминал погрузки построим на территории завода — словом, экономика — за Карпогоры.

Кроме того, там запланировано создание производства большей мощности — два миллиона кубометров хвойного пиловочника по входу в год.

– А здесь сколько планировали?

– Здесь был проект полтора миллиона кубов по входу.

– Итак, основные преимущества размещения производства в Карпогорах — возможности железной дороги, хорошая логистика и близость сырьевой базы. Каковы в таком случае перспективы Архангельска и каковы сроки строительства завода в Карпогорах?

– В 2019 году будут проводиться проектные работы, экспертиза, подготовка площадки. В 2020 м будет приобретен и установлен бетонный завод для подготовки площадки. Активное строительство развернется в 2021–2022 годах, а в 2023 году мы сдадим завод в эксплуатацию.

Сегодня в Карпогорах создан Пинежский леспромхоз, входящий в состав Устьянского лесозаготовительного комплекса, ведется строительство терминала для приемки и отгрузки пиловочного сырья. На территории терминала будет построен новый железнодорожный тупик, склады, свой склад ГСМ, офисное здание, современное благоустроенное общежитие, кафе.

В Карпогорах сейчас начинается освоение расчетной лесосеки, чтобы обеспечить будущий завод сырьем — это длительный процесс. Объемы лесозаготовки будут наращиваться с каждым годом.

– Выходит, до 2023 года завод здесь будет по-­прежнему работать?

– Будет работать лесопильное производство, пеллетный завод, который запустили в феврале этого года, — сейчас он работает на полную мощность. В дальнейшем пеллетный завод перевезем в Карпогоры — там он будет задействован под переработку отходов лесопиления нового мощного завода.

Кроме того, под общие организационные стандарты УЛК сейчас выравняем графики и режимы работы. Сейчас наш завод работает в две смены в пятидневном режиме, а в Устьянах — круглосуточно и без выходных. Мы тоже планируем перейти на полную неделю и делаем это, в первую очередь, для того, чтобы у людей было больше выходных. Например, график такой: два дня рабочих — два выходных. Продолжительность рабочего дня несколько больше, но нагрузка за неделю останется той же.

– А заработок?

– В заработке возможны какие­то корректировки, но изменений в меньшую сторону точно не будет.

– Производство на площадке СЛДК закроют, пеллетный завод переведут в Карпогоры. Что будет с людьми, работающими здесь?

– Сейчас на производстве работает порядка 830 человек. В настоящее время формируется новое штатное расписание — планируется некоторое сокращение численности для того, чтобы снизить себестоимость.

В результате по штату останется порядка 700 человек. Соответственно, высвободится около 130 человек. Каждому из них мы предложим варианты трудоустройства на других производственных участках ГК УЛК.

А в ближайшей перспективе в Карпогорах будет создано 2,5 тысячи рабочих мест — это с учетом лесозаготовок и лесоперерабатывающего производства. Так что трудоустроим всех — было бы желание! Будем работать вахтами, например, неделя через неделю или две через две.

Естественно, в первую очередь будем трудоустраивать персонал этого завода. Создадим условия, аналогичные другим заводам холдинга: благоустроенные комфортные общежития, столовая, оплата проезда…

Думаю, что вахтовый метод будет интересен людям. Возможно, и в Пинежском районе найдутся люди, способные работать на новом производстве.

– Со строительством нового завода в Карпогорах лесозавод здесь будет не нужен?

– Этот завод выработал свой ресурс: морально устаревшие технологии и оборудование, старые здания. Все это будет демонтировано, площадка спланирована.

– А что дальше будет с этой площадкой? Губернатор Орлов высказался, что здесь планируется создание жилого комплекса. Это реально?

– Возможно все, было бы желание и финансовые возможности. Площадка эта очень хорошая, использовать ее можно и под строительство жилого комплекса, и под спортивные или культурные объекты. Можно создать какое-­то другое производство.