5 июля в российский прокат вышел долгожданный фаворит канской весны восемнадцатого года — южнокорейская лента «Пылающий», получившая приз международной ассоциации кинопрессы и самую высокую в истории оценку кинокритиков. Социальный, культурологический, психологический и даже политический пласты, в этом фильме есть всё, остаётся лишь подобрать нужную оптику, но обо всём по порядку.

Во многом такие произведения искусства как этот фильм прекрасны вариативностью возможности их прочтения. Автор картины лишь широким жестом обозначает спектр вечных вопросов, над которыми предлагает задуматься зрителю. В этой связи в «Пылающем» сложно выделить как таковой однозначный синопсис, всё очень зависит от индивидуального прочтения и восприятия этой истории. Обозначим лишь сухую фактологию, неподверженную двоякому протению.

Начинающий писатель Джонсу совершенно случайно встречает свою старую знакомую, с которой они выросли в одной деревне на границе Северной и Южной Кореи. С девушкой произошли фантастические изменения — из гадкого утёнка она превратилась в прекрасного лебедя, перед чьим очарованием сложно устоять любому мужчине. 

Сразу же после яркой единичной вспышки страсти девушка отправляется в путешествие по Африке, продиктованное её экзистенциальными вопросами к миру. Оттуда она уже возвращается с новым приятелем Беном. Он — воплощение героя романа Френсиса Скотта Фицджеральда, современный Гэтсби, богатый, беззаботный и популярный, но не без скелетов в шкафу. Разгадке тёмных сторон жизни Бена со стороны Джонсу в сложившемся любовном треугольнике и посвящена дальнейшая повествовательная линия фильма.

В жанровом отношении «Пылающего» можно рассматривать самым различным образом, от социальной драмы, психологического триллера, мелодрамы  до чисто детективной истории. Но так или иначе, фильм возносится над всеми условностями и заставляет парадоксальный синтез жанровых клише работать на себя. То же самое можно сказать и о географии этого фильма. 

История рассказанная японцем Харуки Мураками, экранизируемая одним из лидеров южнокорейской новой волны, который ещё и к тому же являлся министром культуры, носит очень узнаваемый для европейца характер, несмотря на всю пленительную загадочность востока и узкоглазые лица персонажей.  

Эта история выше пространства и времени, и во многом демонстрирует их иллюзорность и тленность.  В каждом кадре, каждом слове, в каждой декоративной детали, в каждом случайном повороте событий кроется пугающее количество развертывающихся в вакууме смыслов. И тут уже всё зависит от открытости и интеллектуальной подготовки зрителя. 

Также можно выделить тему «пограничности». В географическом положении — между двумя Кореями, в экономическом — между капиталистическим и социалистическим, в межличностном — между двумя мужчинами, в состоянии сознания — между трезвостью и наркотическим опьянением, в состоянии души — между желанием стиснуть зубы и смириться с судьбой и тем, чтобы объявить этому миру холокост, между прагматизмом и чистой поэзией.

Актерскую игру в фильме можно назвать идеальной, в том смысле, что ни одна личность актёра не выпирает и не перекрывает характер персонажа, всё выглядит предельно органично, в эту историю хочется поверить. На эту цель работает в полной мере и операторская работа, представляющая собой очень красивое смешение гипер натуралистичности, эффекту репортерской трясущейся камеры, и в контрасте с этим статичными планами природы и урбанистики. 

Крайний фильм мастера корейского эмо-реализма Ли Чхан-дона можно назвать в полном значении слова шедевром т.е лучшей работой автора. В новом фильме нет былого нарочитого нажатия на нерв, выпытывания слезинки из ребёнка самыми жестокими методами, что свойственно более ранним работам режиссёра. «Пылающий» — это чистая метафора, которой только нужно позволить раскрыться.


Ася Спиридонова.


Знак информационной продукции: 18+


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».