– На Белград! — кричал бравый солдат Швейк, незадолго до этого признанный идиотом, разъезжая по улицам в инвалидной коляске.

Я не раз вспоминал его слова во время полета в столицу Сербии. Самолет приземлился в аэропорту «Никола Тесла», носящем имя одного из самых известных и самых загадочных сербов.

Везший меня в город таксист, узнав, что я русский, воодушевился настолько, что на какой-то момент мне показалось, что он совсем не возьмет с меня платы. Деньги он все-таки взял, но говорил при этом, что был безумно рад подвезти гостя из России и это означает, что день сегодня у него будет очень удачным. Выгружая из багажника мой чемодан, он увидел привязанную к ручке георгиевскую ленточку (я использовал ее, чтоб не спутать свой багаж с чужим, так как во время моих поездок такой истерии с ленточками, как сейчас, не было) и стал умолять подарить ее ему. У меня не было шансов не выполнить его просьбу.

И в дальнейшем я встречал много сербов, которые, узнав о том, что я из России, бросались пожимать мне руки и говорить всяческие хорошие слова.

– Косово е Сербия, – машинально отвечал я, вызывая тем самым еще больший восторг.

В центральном месте города, на холме, с которого отлично просматривается, как река Сава впадает в Дунай, стоит крепость Калемегдан. Название турецкое, что объясняется веками господства в этих местах Османской империи. Вход в крепость свободный. Она велика. Как всегда, рекомендую залезть на крепостные стены, чтобы обозреть с них город. А в случае с Калемегданом еще и впадение одной крупной балканской реки в другую, уже не просто балканскую, а великую европейскую реку.

Эта крепость — центральная постройка всего города. На этом месте еще с римских времен всегда стояла цитадель. Она существовала и в период властвования византийцев, затем перестраивалась сербами, турками, разрушалась во время Первой и Второй мировых войн. Восстанавливалась, реставрировалась и, как и в прежние времена, находится на том же месте, что и две тысячи лет назад.

Помимо того, что крепость — сама по себе примечательное явление, в ней также имеется для обозрения набор оружия начала ХХ века. Не выходя за пределы этого фортификационного сооружения, можно провести немало часов.

Белград — очень зеленый город. В нем множество скверов и парков, в том числе в самом центре. Вдоль улиц и проспектов тянутся аллеи и кустарники. И повсюду чистота. Во многих местах встречаются мостовые, выложенные булыжником. Им, конечно, не мешал бы ремонт, также как и большинству других улиц и зданий Белграда. Но на эти моменты можно не обращать внимания.

Город чудесен. Отдельные его кварталы очень тихие, безмятежные, украшенные красивыми зданиями XIX — начала ХХ века постройки. Той эпохи, когда город стал столицей большого государства — Королевства сербов, хорватов и словенцев и должен был соответствовать своему высокому статусу. В тот период город превратился в один из центров русской эмиграции и приветливо принимал братьев по крови и вере.

Это одна из самых интеллигентных столиц. Нигде в Европе я не встречал такого скопления книжных и антикварных магазинов и лавок, как на улице Князя Михаила в Белграде. Даже удивительно, насколько их тут много. Повсюду встречаются граждане профессорского вида. Уже с утра в уличных кафе можно заметить богато одетых пожилых дам. Они пьют кофе с булочками, курят папироски в длинных мундштуках и ведут великосветские беседы. На этой пешеходной улице я сам не заметил, как провел два дня. Чтобы обойти всё интересное, расположенное там, этого времени, пожалуй, не так и много.

Уличных летних кафе в Белграде — тьма. Куда ни глянь — всюду столики и зонтики. И все тихо, спокойно, размеренно, не спеша. И дешево. И расплачиваешься не надоевшим евро, а оригинальным сербским динаром.

Ни в коем случае, побывав в Белграде, нельзя обойти главный храм города — собор святого Саввы. Большой, белый и с огромным куполом, он строился как копия константинопольской Софии, но несколько отличается от нее. Он без привычных русскому взгляду фресок и росписей внутри. Как в некоторых православных храмах, подсвечников в соборе нет, а свечи, как в древние времена, ставятся в песок.

В центре Белграда стоит разрушенное очень крупное здание. Это не напоминание об одной из мировых войн, а следы бомбардировок натовской авиацией в 1999 году. В нем располагался МВД Югославии. Его так и не восстанавливают. Не знаю как сейчас, но во время моего пребывания в Сербии оно стояло именно в таком виде. Но сейчас отношения страны с США и НАТО наладились. Вступление в ЕС — основная цель внешней политики, и не удивлюсь, если этот памятник претерпел существенные изменения своего вида.

Пару часов я потратил на посещение белградского зоопарка. Все-таки город достаточно южный и животных там много. Конечно, это классический зоопарк с клетками и вольерами, в отличие от прогрессивного биопарка в Валенсии, например, в котором звери находятся в гораздо более комфортных и свободных условиях.

Я не мог пройти мимо одной трогательной картины. В большом бассейне лежали два бегемота. Места было много, но они лежали рядом, плотно прижавшись друг к другу. Зажмурив глаза, не обращая внимания на посетителей и все, что происходило вокруг них. «Вероятно, инстинкт размножения», — говорила героиня одного классического фильма. «Любовь, вероятно», — отвечал ей другой герой. Думаю, подобные слова уместны и в отношении этих белградских бегемотов.

И еще, Белград — город безумно красивых девушек. Даже не знаю, уступят они итальянским или нет. Может быть, что и нет. Их очень много, и от их южнославянской красоты начинает рябить в глазах. Они ходят по двое, по трое, в больших компаниях. Я такого скопления нигде не встречал. Безусловно, самые красивые девушки — в Италии и Сербии.

Уже в который раз, бывая в европейских городах, не перестаю удивляться четко отлаженной работе муниципального транспорта, в том числе любимому мною трамваю.

Белград уже почти избавился от высоких и узких советских трамвайных вагонов и перешел на широкие с низкой посадкой. Они придают городу более современный вид и главное — делают его намного комфортнее.

Причем городской транспорт хорошо действует не только в западноевропейских странах, но также и в государствах бывшего соцлагеря. В Праге, Будапеште, Братиславе, Белграде по расписанию работы автобуса и трамвая можно сверять часы. Может, и Архангельск доживет до такого, но пока верится с трудом.

Я заканчивал свое пребывание в Белграде — одной из самых интересных столиц Восточной Европы. Продолжая дальнейшее путешествие по странам балканского региона, я устремил взгляд на соседнюю с Сербией Болгарию.

О посещении ее столицы — Софии — в следующем номере газеты «Правды Северо-Запада», которая выйдет в свет 23 мая.

Экстравагантные подробности самого яркого эпизода поездки официальной делегации Архангельской области и о том, как губернатор ушёл от ножа читайте здесь…