В ролях: Александр Петров, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Таисия Вилкова, Сергей Бадюк

Режиссер: Егор Баранов

Продюсер: Александр Цекало

В прокате с 5 апреля


К переизданию классики в России относятся по-особому. Любое «надругательство» над ней российский зритель воспринимает в штыки. Но к сериалу «Гоголь» это не относится, или почти не относится.

Конечно, есть определенные группы граждан, крайне недовольные «извращением» творений великого писателя, но основная аудитория осталась довольна первыми двумя сериями и принесла создателям неплохую кассу.

«Гоголь» — это именно сериал. Уже после завершения съемок было принято решение сделать серию фильмов и пустить по кинотеатрам. Поэтому, ждать чего-то нового от «Гоголь: Вий» не следует.

Но делать второй фильм еще хуже того, что выходило в апреле 17-го года — просто неприлично.

Дело не в том, что от самого произведения Гоголя остался только скелет. Можно даже сказать, только название.

Вольная интерпретация классики — это нормально. Например, Тим Бертон сделал из «Алисы в стране чудес» неплохой сюрреалистичный боевичок (вторая часть в расчет не берется), дополнив образ Зазеркалья своим фирменным мрачным стилем. Или «Шерлок Холмс» Гая Ричи — вполне забавное переиздание всеми любимого детектива.

Герои вышеперечисленных картин — самостоятельные личности, полноценные персонажи и следить за их развитием интересно.

Новый «Гоголь» умудрился растерять все преимущества, заработанные первой частью. Если раньше зритель до конца не мог понять, один Николай Васильевич сходит с ума или в Диканьке правда творится какая-то мистика, то теперь четко ясно, что виной всему колдовство и высшие силы.

Первая часть брала, в основном, атмосферой и колоритнейшими  главными персонажами. В частности, львиную долю харизмы забрал герой Олега Меньшикова. Вместе с ним из фильма пропал юмор и большая часть интриги.

Складывается ощущение, что Меньшиков принес с собой актерскую игру, а после окончания своей работы забрал не только свою, но и украл у остальных. В фильме играет разве что Ян Цапник (доктор Бомгарт) и, как ни странно, массовка и второстепенные персонажи. Александр Петров, конечно, тоже старается вжиться в образ меланхоличного писателя в бреду, но получается через раз.

Сам Гоголь, как персонаж, не нужен. Совсем. Он не принимает никаких решений,  ничего не расследует, не может самостоятельно додуматься вообще ни до чего. Все решения главному герою в буквальном смысле преподносят на блюдечке сторонние персонажи. Гоголь бегает от одного персонажа, к другому, словно выполняя задание в компьютерной игре.

Более того, исключив Николая Васильевича из повествования, история могла бы закончиться с куда более положительным финалом.

От главного мужского персонажа стоит перейти к главному женскому. Лиза в исполнении Таисии Вилковой — это ода слову «плохо». Куда смотрели кастинг-директор «Гоголя»? Актриса вживается в роль на уровне тапка, играющего камень. От нее зритель не получит ни одной эмоции, а сцены  их диалогов с Гоголем не вызовет ничего, кроме смеха. И-таки это вы называете любовной линией?

В который раз радует рекламная компания. Из каждого утюга доносилось «„Гоголь: Вий“, скоро в кинотеатрах». Причем акцент делался именно на слове «Вий». В итоге мы имеем минуты 3 самого Вия. Зритель так и не узнает, кто такой Вий, зачем он нужен, почему его надо убить. Он тут просто есть.

К слову о том, что останется в памяти у потомков: все очень хорошо помнят, как выглядит Вий из советской экранизации. Этого Вия боялись все советские дети — точно. Фраза «поднимите мне веки!» отпечаталась в голове каждого ребенка на долгое время. Даже отбросив все вышеперечисленное, «поднимите мне веки!» — звучало логично: было что поднимать. Веки существа свисали до колен.

Вий 2018 года больше похож на глаз Саурона в луже гуталина. Век у него никаких нет, поднимать нечего. И просит поднять он их просит только для трейлера. При просмотре нового «Гоголя» можно испугаться чего угодно, но только не Вия.

Такое скудное описание главного зла выглядит странно, так как до этого зрителя просто заваливают экспозицией. Гоголю все желают что-то рассказать и говорят-говорят-говорят… Но так мало показывают.

В новом фильме нет ничего: психоделичные видения Гоголя сильно потеряли красок и хронометража, мистика растворилась в отвратительной игре актеров, атмосфера глухой украинской деревеньки осталась, но ей времени тоже не уделили. Николай Гоголь превратился из русской версии Шерлока в бесполезный телевизор с видениями.

Для сериала на Первом канале — это неплохо. Даже хорошо. Но пускать в кинотеатрах подобные творения — не стоит.


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».