В развитых странах Запада экономика провинциальных городов строится на предпринимательстве местного значения. И жители этих городов настолько любят и доверяют местным лавочкам, кафе или ремесленникам, что подобный бизнес может спокойно держать конкуренцию перед огромными корпорациями, которые делают все под копирку, открывая на каждом углу одинаковые заведения.

Сколько в нашем городе есть кафе или ресторанов, чтобы любой архангелогородец знал эти места и мог их без труда назвать? Сколько рестораций, услышав только название которых сразу можно ответить: «Да, это наше»?

Пожалуй, что есть в Архангельске такое место, неразрывно связанное с новейшей историей города. У читателя уже мог возникнуть в голове образ по-настоящему семейного кафе-пиццерии «Престо», и это не лишено оснований.

«Престо» действительно показали, что подобный бизнес на территории нашего города возможен. И если перенестись в начало двухтысячных, то тогда такой пример был действительно нужен. Жителям Архангельска в то время катастрофически не хватало подобных мест, где можно отдохнуть с семьей или просто провести время без ресторанных претензий и, главное, без ресторанных цен, а кафе направленных на молодую аудиторию так и не было вовсе.

16 лет назад «Престо» еще имело название «Pit-Stop» и старалось стать молодежной альтернативой ресторану «Север». Все изменило две вещи — война в Ираке и внезапная идея завести специальную печь для выпекания пиццы.

В 2004 году у владельцев «Престо» не стояло цели захватить рынок или иметь сверх-прибыль за счет ажиотажа, вокруг чего-то нового. Скорее даже наоборот. Тогда все скептически относились к идее строить в городе пиццерию, а у тех, кто продвигал подобные мысли уже был за плечами успешный бизнес и в деньгах они особо не нуждались.

Люди, создававшие это место, делали его, как для себя, воплощая те идеи, которые сами бы хотели видеть, выстраивая интерьер, кухню и атмосферу таким образом, чтобы было хорошо, в первую очередь, посетителям, о прибыли тогда речь не шла.

Нет худа без добра. Именно в 2003–2004 годах разразилась война в Ираке. Сотни тысяч беженцев хлынули далеко за пределы Ближнего Востока. Среди бегущих от войны оказался один весьма неплохой шеф-повар, которому повезло добраться до крайнего Севера. Этому человеку так же повезло стать одним из отцов-основателей «Престо».

Шеф из Ирака помог разработать варианты пицц, а местные предприниматели помогли беженцу обосноваться в северных краях.

И тут понеслось. Всего за несколько месяцев на «Престо» выходили самые разные люди: предлагали сотрудничество, арендодатели сами предлагали разместить пиццерию ни их площадях, наблюдая за успехом молодого кафе.

Сама собой напрашивалась мысль о том, чтобы доставлять пиццу на дом, но в успех доставки тоже мало кто верил в то время. По тогдашним оценкам, около 1% жителей города готовы были заказывать еду на дом. Рынок был слабо изучен, а делать что-то новое никто особенно не рвался. «Престо» решились и не прогадали.

Весь этот непростой путь, смелые решения и хорошее, здоровое отношение к клиентам сделали «Престо» крупнейшей в Архангельске сетью пиццерий.

Такую плодотворную работу отметили на самом высоком уровне: в 2017 году «Престо» стало дипломантом во всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России», а это премия уже федерального значения.

Но с Архангельском «Престо» связывает не только выбор горожан. Само руководство активно участвует в развитии столицы Поморья и социальной жизни города. Яркий пример — благотворительная организация «Время Добра». Главным спонсором этой прекрасной организации является пиццерия, упомянутая выше.

В этом году «Престо» исполняется уже 15 лет. Редкая компания не только в Архангельске, но и в России живет столько времени и живет, надо сказать, отлично.

«Престо» развивает экономику нового, современного типа, создает более пятисот рабочих мест по всему городу. И это далеко не потолок развития. В ближайшее время филиалы откроются в Северодвинске, уже есть представительство в Туле и не за горами Вологда и Ярославль.

Что уж говорить, даже Москва готова принять архангельскую пиццерию, в ближайшее время филиал появится и там.

На сегодняшний день «Престо» — отличный пример кафе, нацеленного на взаимодействие с посетителями, отражающие их предпочтения и желания. И похоже, что юбилей для клиентов пройдет не без акций и подарков. Сегодня любой архангелогородец может поучаствовать в праздновании и уйти довольным, благо, отпраздновать вместе с «Престо» можно не выходя из дома.