По данным «Ведомостей», сейшельская компания World Best Trade подала второй иск к авиакомпании «Нордавиа», его сумма составила 528,8 млн руб., рассмотрение начнет Арбитражный суд Москвы 18 апреля, говорится на сайте суда. Первый иск — на 639 млн руб. — подан еще в мае прошлого года. 20 марта суд отказал в нем, но World Best Trade это решение обжалует, заявила юрист сейшельской компании Екатерина Духина.

У «Нордавиа» перед World Best Trade помимо рублевого долга есть еще и долларовый — 182 $ млн (это 10,4 млрд руб. по курсу ЦБ), его офшорная компания еще не пыталась взыскать. Юрист «Нордавиа»« Алина Тарасова заявила в суде, что в общей сложности права требования истца превышают активы авиакомпании в сто раз. Такой долг „Нордавиа“, уверена Тарасова, никогда не смогла бы погасить в принципе.

Уже предъявленные два иска, таким образом, превышают активы „Нордавиа“ в десять раз.

                                                                                      Откуда взялся стократный долг

Раньше „Нордавиа“ принадлежала большим корпорациям — была „дочкой“ „Аэрофлота“, в 2011 г. у национального перевозчика ее купил „Норильский никель“. Размер сделки составил 235 $ млн, причем за саму авиакомпанию было заплачено всего 7 $ млн, остальные 228 $ млн составил ее долг. Через пять лет металлургический гигант разочаровался в авиакомпании и весной 2016 г. продал ее всего за 15 $ млн Сергею Кузнецову.

Пока „Норильский никель“ владел „Нордавиа“, он финансировал ее работу, давал ей займы, пролонгировал их, устанавливал незначительную процентную ставку, так что и 182 $ млн, и 1,17 млрд руб. — это внутренние корпоративные долги авиакомпании перед „Норникелем“, рассказала на суде Тарасова. Вместе с авиакомпанией „Норникель“ продал и ее долги, они не должны были выйти за периметр группы [Сергея Кузнецова], но права требования к „Нордавиа“ купила сейшельская World Best Trade — и всего за 850 000 $, т. е. в 230 раз дешевле номинала, констатировала она.

                                                                            „Понятийное соглашение“ и дело о мошенничестве

„Нордавиа“ уже заявляла, что права требования World Best Trade получила незаконно. World Best Trade контролируется предпринимателем Дмитрием Чертком (он сын замруководителя Ространснадзора Владимира Чертка. — „Ведомости), между Чертком и Кузнецовым, когда последний покупал ‚Нордавиа‘, было заключено понятийное соглашение о взаимопонимании, рассказала Тарасова на суде. Кузнецов обязался передать Чертку ООО ‚Поликлиника ‚Авиаторов‘ и компанию, занимавшуюся техобслуживанием самолетов — ‚Норд текник‘ (она принадлежали ‚Нордавиа‘), после чего Черток должен был передать Кузнецову долги авиакомпании, продолжала Тарасова, но Кузнецов исполнил свою часть соглашения, а Черток — нет. Соглашение Тарасова представила суду, но предупредила, что договор между Кузнецовым и Чертком, к сожалению, так и не был заключен.

Адвокат World Best Trade Екатерина Духина заверила, что офшор не связан с Чертком, а понятийное соглашение, по ее мнению, не обладает признаками доказательства. ‚В нем даже стороны не идентифицируются, только подписи стоять. Позиция, что мы договорились, но оформить документально забыли, обычно судами не принимается‘, — сказала она. Суд с согласился с Духиной и не стал приобщать соглашение к делу.

Черток рассказывал ‚Ведомостям‘, что у Кузнецова не было денег на покупку ‚Нордавиа‘ и он попросил помощи в поиске финансирования. ‚Я нашел World Best Trade, — вспоминал Черток, — это инвестиционная компания, с директором которой я знаком‘. World Best Trade действительно давала Кузнецову заем на покупку ‚Нордавиа‘, этот заем он погасил, следует из материалов уголовного дела, с которым ознакомились ‚Ведомости‘.

Дело было возбуждено по заявлению ‚Нордавиа‘ летом 2017 г. следственным управлением Следственного комитета России по Архангельской области (где зарегистрирована ‚Нордавиа‘) — в отношение Чертка по ст. 159 (мошенничество). Контролируемая им компания получила от ‚Нордавиа‘ компанию ‚Норд текник‘ и ‚Поликлинику ‚Авиаторов‘ общей стоимостью 48 млн руб. безвозмездно, мошенническим путем, говорится в материалах дела.

                                                                                        Если без долгов, то хорошая покупка

‚Нордавиа‘ — 17-я по количеству пассажиров авиакомпания России, в 2017 г. перевезла 1,1 млн человек. Занимается регулярными пассажирскими перевозками с акцентом на полеты между Северо-Западным регионом и Москвой. В парке у нее девять самолетов Boeing 737-500. Когда в 2016 г. Кузнецов покупал ее ‚Норникеля‘, эксперты скептически отзывались о перспективах авиакомпании: убыточная много лет подряд, да еще с невероятного размера долгом. Корпоративный долг должен был достаться покупателю, других долгов у ‚Нордавиа‘ нет, то есть Кузнецов должен был получить ‚чистую‘ компанию, говорит человек, близкий к руководству ‚Нордавиа‘. Кузнецов сумел договориться об очень хороших условиях, констатирует он.

Благодаря оптимизации расходов, переоборудованию салонов (исчез бизнес-класс, выросла вместимость) ‚Нордавиа‘ уже в 2016 г. сумела получить первую за много лет чистую прибыль — 350 млн руб., по данным ‚СПАРК-Интерфакса‘. В 2017 г. тоже была чистая прибыль — примерно такая же, как в 2016 г., говорит человек, близкий к руководству авиакомпании.

Юрист ‚Нордавиа‘ Алина Тарасова заявила в суде, что World Best Trade взыскивает огромный долг, чтобы получить контроль над авиакомпанией: такой кредитор будет полностью контролировать процедуру банкротства ‚Нордавиа‘, которая при удовлетворении иска стала бы неизбежной. Юрист World Best Trade Екатерина Духина возражает: сейшельская компания хочет добиться только исполнения обязательств.