Предшествующие выборам месяцы деятели политического истеблишмента и политологи имитировали идиотов…

Самое дурное слово, звучавшее в среде политического бомонда все последние месяцы, — ЯВКА.

О явке говорили с серьезными лицами, о ней спорили, ее отсутствием пугали. Всерьез шла речь о том, что в отношении руководителей региона последуют оргвыводы, если явка будет ниже 70 процентов.

Три последних месяца обитатели около-политической тусовки накручивали друг дружку, стращали, заводили. Попутно осваивались деньги на агитпроп. Под это мастера жанра разводов ещё больше раскаляли атмосферу.

В итоге умные, казалось бы, на вид люди, важные, при должностях и в галстуках, норковых шубах и куртках RUSSIA под конец уже больше походили на загнанных добровольно в угол сумасшедших. 

Явка, ЯВКА, ЯЯЯВВВКААА…

Я давно писал и продолжаю настаивать, что мир погубят маркетологи. Ибо это нормальное во всем мире понятие на почве российского капитализма (барыжьего) тесно сплелось с понятиями «решала», «разводчик», «жулик». Так маркетологи стали у нас врагами человечества.

И только у нас эта субстанция алчных тварей проникла в политику. И имя явлению получило названия: политтехнолог, политолог, социолог.

К примеру, в торговых сетях вместо улучшения качества обслуживания обожают проводить акции. Порой возникают совершенно уродливые формы типа: каждому сотому покупателю утюг в подарок. Или как сейчас в одной из торговых сетей Архангельска: купившему украшений на определенную сумму — сковородка в подарок.

Дурдом? Нет, развод.

И вот подобные технологии проникают в политику. И возникает дурдом. А в дурдоме — развод.

Вот, к примеру, типичная маркетологическая технология с разводом и попадаловом на этих выборах.

Суть акции: надо прийти на избирательные участки, сфоткаться, отправить фото организаторам канители, потом получить приз. Игра на низменных чувствах.

Это особенность молодых людей, падких на яркие картинки и желающих всё и сразу поиметь. Попадалово…

К примеру, там есть один из призов стоимостью 15 000 рублей.

Приз влечет налог — 5 500 руб­лей. Попадалово на налог. Но об этом организаторы канители скромно в уголочке рассказали — не афишируя шибко.

И самое главное. Изображение граждан. Так вот, согласно правилам, которые господин организатор не объявляет в рекламе акции, но которые имеются в условиях, лицо попадает в распоряжение организаторов.

Лицо потом может использоваться так, как захотят организаторы. Их право будет публиковать его и использовать в разных проектах, в том числе и коммерческих.

При этом граждане лишаются права на гонорар. Лицо может использоваться в рекламной акции презервативов, или туалетной бумаги.

Но люди пошли к прохиндеям. Организатор — близкий к правительству региона бизнесмен. Основной доход — госконтракты.

Опошлили выборы президента. А властьимущие клюнули и, как обезьяны, во всей это канители участвовали.

Региональная власть под конец вошла в стадию маразма — когда уже было понятно, что пресловутые 70 процентов явки провалены, на официозном проправительственном сайте вышла статья (в 23:45).

В статье — прогноз (!) явки и прогноз (!) путинских процентов. 65 прогнозировалась явка и 80 прогнозировался Путин.

Это была не статья политолога — это было лекарство от политолога. Политолог стал лекарем. От слова лечить. «Лечить» в смысле «чесать», трындеть…

Уже в 21:40 показатель Путина в области упал с 80 до 75 и так держался до конца.

К этому времени уже были данные на 18 часов — 53,9 процента. В Архангельске на улице началась адская пурга. В Северодвинске погода ещё хуже. Очевидно же было, что никаких 65 быть не может в принципе, как бы того ни хотелось.

Но власть хотела видеть мир иначе и власть «залечили».

Итак, народ проголосовал. В Архангельской области протестно? Нет.

Но и не «за». Средне. Просто проголосовал. Без фанатизма.

Смотря от чего считать: если от явившихся, то результат для региональных властей прекрасный — 75,2. А если считать от числа жителей, имеющих право голосовать…

В таком случае получается 45 процентов. Результат меньше половины. Но это софистика, и драть виновных никто уже не будет.

И все же — как получилось почти 60 процентов, если на прошлых думских выборах было 40, а на губернаторских — и того меньше? Народ стал сознательным? Отнюдь.

Просто эти выборы торкнули. Ибо, выбирали не толпы безликих партийных молей, а конкретного человека. Со всеми их недостатками, с эмоциями, с лицом.

Это элементарная психология. И не нужна была истерия с нагнетанием процента явки.

Кто сказал что не было интриги. Интрига неизбежно была. Как у матча Аргентина­-Ямайка, или России­-Португалия. Вопрос ведь не в том, кто выиграет, а с каким счетом выиграет. 

Вопрос в том, сумеет ли слабая сборная забить. Один раз, или два.

Вот так и здесь…

Кто займёт четвертое место — Собчак, или Явлинский? Кто второе — Жириновский, или Грудинин? Кто придёт последним: Бабурин, или Титов.

И главное — с каким счетом выиграет Путин?

Последнее привлекло рефлексирующую интеллигенцию и маргиналов. Первых чтобы отдать голос против Путина (неважно за кого — хоть за СОБАК), вторых чтобы испортить бюллетени.

Губернские тупые аналитики уже написали рулоны текстов, но так и не увидели главного: 4880 человек пришли в выходной день просто для того, чтобы испортить бюллетень. Вот это протестник. И это не просто диванные протестанты, это люди, которые встали с дивана и явились чтобы нагадить власти. Много.

Собчак возбудила интерес. Два процента пришли ее поддержать, и столько же, чтобы утопить. В основном к последним относятся тупые мужланы, пробитые патриоты и верные коммунисты. 

К Бабуинам-яблочникам и к товарищу Максиму пришли еще процента три. 

Процентов 15-20 — всегда ходят на выборы потому что привыкли. Вся аналитика. Всё предсказуемо.

А вот еще на тему, нужна ли аналитика и насколько бессмысленны прогнозы.

Воскресенье. 12­этажный дом в центре Архангельска целый день был без воды.

Народ, заагитированный прийти на выборы «по самое не хочу», пришёл куда приглашали. Настроение было соответствующее.

Результат — весь дом за Собчак и Жириновского. А что, сами на выборы приглашали, гражданскую позицию проявить. Явка-­с…

Илья Азовский, главный редактор «Эхо СЕВЕРА»