Речь идёт о фактическом саботаже чиновниками поручения главы государства от 8 апреля 2015 года за №А26-14-95236614 губернатору Поморья Игорю Орлову, в котором глава государства определяет задание по проектированию и строительству коряжемского ледового дворца.
Президентское поручение появилось после того, как представители спортивной общественности города стали участниками «прямой линии» с Владимиром Путиным. Встрепенувшиеся под федеральным окриком региональные и муниципальные власти взялись за выполнение высокого документа.
Областной минстрой направил председателю регионального правительства Алексею Алсуфьеву обстоятельную докладную по этому вопросу, в которой обосновал возможность строительства в Коряжме крытого катка с искусственным льдом по образцу и подобию северодвинского ледового дворца.
Принятый правительством проект позже подтвердил губернатор Игорь Орлов, отвечая во время местного «прямого телеэфира» на вопрос председателя коряжемской федерации хоккея с шайбой Александра Пылева о перспективах строительства в Коряжме ледового корта с искусственным льдом.
Вот что тогда ответил губернатор: «У нас сегодня есть проект корта, который уже построен в Северодвинске на 460 мест. Это прекрасно зарекомендовавший себя проект. Он сейчас за 5,6 миллиона рублей будет«привязан» к Коряжме, так что мы уже знаем, что будем строить. Есть земля под этот объект, вы это тоже знаете, и мы этот корт будем, безусловно, строить. У нас есть понимание того, что и как это делать.
Конечно, можно пожаловаться на деньги, на финансовые трудности, но я считаю, что это, образно говоря, разговоры в пользу бедных. Есть чёткое поручение президента, и оно будет обязательно исполнено. Все остальное — это враньё и спекуляция!»
С момента губернаторского заявления прошло почти два года, и с той поры многие условия для начала такой стройки уже выполнены. Так, Коряжемская гордума утвердила городской взнос в размере одного миллиона рублей на выделение земельного участка под будущую застройку. Он уже оформлен надлежащим образом.
Область внесла необходимые миллионы на адаптацию северодвинского варианта ледового дворца к коряжемским условиям, оплатила расходы на проведение госэкпертизы, положительное заключение которой тоже получено. Так что сегодня есть все условия для начала спортивной стройки.
Но тут дело почему-то застопорилось. Общественность Коряжмы заволновалась вновь и обратилась через своих местных депутатов напрямую к губернатору Игорю Орлову.
Как следует из ответа зампредседателя областного правительства Екатерины Прокопьевой, финансовые трудности связаны с тем, что «ввиду ограничений предоставления федеральной субсидии…в части софинансирования строительства регионами малобюджетных физкультурно-спортивных объектов, стоимость строительно-монтажных работ которых не превышает 100 млн. рублей, привлечение средств федерального бюджета на реализацию мероприятия не предоставляется возможным».
А при чём здесь коряжемский корт, который «тянет» на 300 миллионов, что явно дороже? А значит, он подпадает под федеральное софинансирование! Ведь федеральный бюджет, как следует из документа, отказывается софинансировать объекты ценой именно ниже 100 миллионов рублей, что логично: соучаствовать в разбазаривании федеральных денег на халупы стоимостью в 20-30-50 миллионов центральное правительство действительно не стремится.
Иными словами, спортивные объекты, где СМР составляют менее 100 миллионов, являются заботой местных областных и муниципальных бюджетов, а если расходы больше — тогда пожалуйте за поддержкой в государеву казну, то есть, в федеральный бюджет.
Однако в заблуждение вслед за высокопоставленной чиновницей, судя по всему, впал и руководитель Агентства по спорту Архангельской области Андрей Багрецов. Вот как недавно он прокомментировал одной региональной газете задержки с финансированием проекта. «Дело в том, что с 2016 года поменялись условия предоставления федерального финансирования по целевой программе на строительство спортобъектов.
По новым условиям финансирование можно получить в том случае, если стоимость строительно-монтажных работ не превышает 100 миллионов рублей», — говорит главный спортивный начальник. То есть и он полагает, что если не превышает, то софинансировать можно, если больше, то нельзя. Но документ говорит об обратном: если не превышает 100 миллионов, то центр и не софинансирует такую местечковую «мелочёвку», а готов участвовать только в более масштабных вещах.
Где же выход? Вот как его видит тот же Багрецов. «Если будет реализован проект строительства корта в более экономичном варианте, то коряжемский филиал Группы „Илим“ готов рассмотреть возможность софинансирования и дальнейшего содержания объекта за счёт собственных средств».
Что же получается? А получается так, что подчинённые губернатора — Прокопьева и Багрецов — корректируют не только позицию главы области, заявившего о твёрдом намерении выполнить президентское задание, но и пытаются радикально изменить его.
В частности, значительно уменьшив масштабы спортивного объекта. При этом потенциальный частный партнёр в лице коряжемского филиала Группы «Илим» в продолжение этой политики, по словам того же Багрецова, ставит практически ультимативное условие своего участия только при утверждении властями «более экономичного варианта» ледового корта.
Как тут опять не вспомнить позицию губернатора Игоря Орлова, которую мы привели в начале этой статьи: «У нас есть понимание того, что и как это делать. Конечно, можно пожаловаться на деньги, на финансовые трудности, но я считаю, что это, образно говоря, разговоры в пользу бедных. Есть чёткое поручение президента, и оно будет обязательно исполнено. Все остальное — это враньё и спекуляция!».
Так кого же слушать в этой ситуации? Главу области с его стремлением исполнить путинское задание или увиливающих от работы подчинённых, позиция которых в этом деле, по сути, является тем самым «враньём и спекуляцией»! А иного вывода из поведения чиновников сделать нельзя, если вспомнить недавний ввод в строй современного ледового дворца на 350 мест в Устьянском районе.
Почему в райцентре, который по населению втрое меньше Коряжмы, власти Устьянского района и группа компаний «УЛК» нашли возможность построить хоккейную ледовую арену и в дальнейшем содержать её, а крупнейший в Европе Котласский ЦБК и коряжемский муниципалитет затеяли торг с властями по аналогичному вопросу?
Тем не менее, в Устьянах помимо хоккейного корта намерены построить ещё одну арену — для фигуристов. Вот и получается, что чиновничий лепет про нехватку денег, это, «разговоры в пользу бедных». И пока областные власти три (!) года рассказывали коряжемцам про нехватку денег, в Устьянском районе за это время построили свою ледовую мечту.
Из всего происходящего невольно напрашивается ещё одно наблюдение: а не вводят ли нас высокопоставленные чиновники в заблуждение, и полноценный ледовый дворец строить всё же будут, но не в Коряжме?
Основания для такого предположения есть. В частности, случайно ли областной депутат Александр Дятлов предложил заменить Коряжму на Архангельск. Однако если для такого строительства в Коряжме денег якобы нет, то откуда они вдруг найдутся для областного центра? И с какой стати группе «Илим» участвовать в таком далёком от Коряжмы проекте?
А пока горожане, возмущённые постоянными попытками затормозить строительство в городе президентского ледового дворца, обратились с письмом к самому Владимиру Путину. В нём они просят обратить внимание главы государства на стремление чиновников, ответственных за выполнение его поручения, «оптимизировать» полученное путинское задание, а то и вовсе уклониться от него по «уважительной причине».
Люди надеются, что за текущими государственными делами и предвыборными хлопотами у президента найдётся время рассмотреть их обращение и помочь в важном деле. Ведь три года назад он нашёл такую возможность.