Лучшим фильмом года признана «Форма воды» Гильермо дель Торо. Его картина была заявлена в тринадцати номинациях (максимальное количество в этом году), и принесла выходцу из Мексики четыре заветных статуэтки за работу художника-постановщика, музыку Александра Деспла и, собственно, режиссуру. «Я иммигрант», — так начал свою победную речь Дель Торо. Неслучайная самоидентификация для успешного кинематографиста, давно живущего и работающего в Америке, а не в родной Мексике.

 Его картина, в самом деле, настоящий правозащитный гимн, где униженные и оскорбленные (чернокожая уборщица, инвалид-сирота, безработный гей-художник и русский шпион-интеллектуал) вместе спасают из секретной лаборатории подводное морское чудо. Видеть в этом расчет на призы может только тот, кто не смотрел других картин изобретательного мексиканца: все они — об изгоях, маргиналах, обаятельных чудовищах и красивых людях, под внешностью которых скрываются настоящие монстры. «Форма воды» — квинтэссенция идей и эстетики Дель Торо, апофеоз многолетней карьеры, и не только по причине многочисленных призов («Золотой лев», «Золотой глобус», теперь «Оскар»).

Режиссер создал на ней универсальный шедевр, наиболее точно и емко выразивший политические и общественные тренды года. И это не конъюнктурность, а именно удивительное совпадение.

Главные чаяния российского зрителя на премии были связаны с номинацией лучший фильм на иностранном языке. От России была заявлена нашумевшая работа «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, который уже не первый раз закидывает невод за ту сторону Атлантики.

Статуэтка в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» досталась чилийской мелодраме «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио. Данный фильм — трогательная драма жизни американской трансгендера, презираемой окружением своего покойного возлюбленного. Возможно, в российской действительности кажется чем-то маргинальным и незаслуживающим внимания, в то время как на западе проблема прав и социальных норм в отношении меньшинств — одна из самых значимых тем этого века, куда уж тут до проблем российских семей. Актриса-трансгендер вручала премию за лучшую песню, тоже своего рода историческое событие.

Даже по выше упомянутым номинациям можно сказать, что двумя главными лейтмотивами премии стали Латинская Америка и борьба за права униженных и оскорблённых. В этом контексте трудно было сомневаться и в триумфе «Тайны Коко» — очередного шедевра студии Pixar. Эта музыкальная сказка о призвании и смерти была названа лучшим полнометражным мультфильмом, а еще получила «Оскар» за лучшую песню («Remember me»).

Вторым главным претендентом на звание лучшего фильма года была картина «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДонаха, решение киноакадемии, принятое не в пользу этой картины разочаровало очень многих поклонников фильма, тем более, что он отлично вписывался в правоборческую тенденцию Оскара-2018.

Речь в фильме идёт о женщине, которая требует от полиции города раскрытия загадочного убийства своей дочери. Но делает это женщина весьма неординарным путём — она арендует три билборда на границе Эббинга, чем назойливо напоминает властям об их обязанностях. Тем не менее, жюри не оставляет киноленту совсем без внимания и вручает ей аж две статуэтки из семи (Лучшая женская роль и лучшая мужская роль второго плана), на котторые она была номинирована.

Сам фильм заявляет острую социально-политическую тематику, не удивительно что и с самой яркой речью на данную проблематику выступила Фрэнсис Макдорманд (лучшая женская роль). В своей речи она произнесла загадочное для многих словосочетание «inclusion rider», призвав актеров вносить в свои контракты этот пункт, который обеспечивает расовое, гендерное и прочее разнообразие при съемках любого фильма.

Если инициативу поддержат, она может превратиться в революцию более значимую, чем вошедший в легенды, шведский законопроект о письменном согласии на секс. Особенно обидно, что академия не наградила блестящий сценарий МакДонаха и предпочла ему Джордана Пила, создателя гротескного комедийного хоррора «Прочь».

Конспирологи скажут, что «по квоте», — ведь Пил чернокожий. Тем не менее сценарий его картины пусть и не блистает отточенными диалогами, но многослоен и остроумен. Это особенно впечатляет, если учитывать, что Пил, в отличие от опытного МакДонаха, автора многочисленных фильмов и пьес, — дебютант. Изящно выглядела и пара к «Оскару» Пила: его, человека нового, наградили за оригинальный сценарий, а за адаптацию приз присудили ветерану Джеймсу Айвори («Зови меня своим именем»), ставшему в свои 89 лет самым пожилым лауреатом премии.

Не менее обидным для фанатов творчества режиссёра Кристофера Нолана стало награждение фильма «Дюнкерк» в целых трёх номинациях, однако, все они технические — монтаж, микширование звука, монтаж звука. Фильм с таким ярким гуманистическим посылом явно могло ожидать и большее внимание со стороны жюри.

Самым радостным и трогательным награждением фестиваля стали две статуэтки за лучшую мужскую роль и за грим фильму «Тёмные времена». Актёр Гари Олдман, наверное, в столь почтенном возрасте и не надеялся на внимание к его актёрскому мастерству и на протяжении многих лет крайне пренебрежительно отзывался о данной кинопремии. Однако, поднявшись на сцену за долгожданным призом вся эта напускная брутальность отступила и актёр крайне мило растрогался и благодарил свою маму и бабушку. Что касается вручения награды за лучший грим, то, пожалуй, у данного фильма в этом году конкуренции и не было, настолько постаралась команда гримёров в преображении Гари Олдмана в Уинстона Черчилля.

В целом 90-я церемония была благородной и стильной, если закрыть глаза на некоторые наряды и оформление сцены в виде гигантского кристалла.

Элегантно исправили прошлогодний казус с оглашением лучшего фильма: год назад актеры Уоррен Битти и Фэй Данауэй явно чувствовали вину за перепутанные конверты (вместо реально победившего «Лунного света» сначала назвали «Ла-Ла Ленд»). На этот раз Битти и Данауэй снова вскрывали конверт и оглашали победителя — обошлось без происшествий.

Умеренно смешно пошутили, выведя на сцену робота BB-8 из «Звездных войн». Пригласили Эдди Веддера во время поминовения ушедших из жизни спеть трогательную гитарную балладу Тома Петти, умершего в 2017-м.

Еще раз напомним имена и названия победителей:


Редакция благодарит Асю Спиридонову за составление обзора кинопремии Оскар.