Уинстон Черчилль современными британцами оценивается противоречиво.

Некоторые считают его нерешительным мясником за Дарданеллы: за операцию британских войск в Первую мировую в одноименном проливе, повлекшую за собой 25 тысяч убитых и в два раза больше раненых солдат Короны. Операция длилась меньше месяца. Так же не в плюс первому лорду Адмиралтейства операция в Антверпене: Черчиллю предлагали сдать город еще 5 октября 1914-го, он отказался, и за пять дней погибло 2,5 тысячи солдат, город все равно был сдан. 

Зато такая отсрочка помогла собрать силы Антанты в Кале и Дюнкерке, что позже помогло удержать эти важные населенные пункты до конца войны. Другие считают Уинстона расчетливым стратегом и гениальным дипломатом, только эта оценка относится к более позднему периоду его жизни — Второй мировой. Джо Райт, судя по всему, относится ко второй группе. В фильме освещен период с 6 мая по 4 июня 1940 года — триумфальное восхождение Черчилля в должности премьер-министра.

Стоит напомнить, как для жителя Туманного Альбиона выглядела ситуация накануне войны: с запада наступали фашисты во главе с Франко (Испания), Муссолини (Италия), Гитлером (Германия). С востока шли коммунисты во главе со Сталиным, а совсем на «краю земли» Япония уже давно вела войну против Китая и угрожала океанским колониям Империи. На момент 1939 года герр Гитлер и товарищ Сталин действовали в коалиции, разделяя Европу между собой. 

В 1940 году ситуация была просто отвратительной: африканские колонии вот-вот падут под напором танков Роммеля, Япония захватывает один за другим британские острова в Тихом океане, имеет планы на Австралию, Индию, Индонезию, великий флот не может защищать огромную имперю, так как большая часть обороняет жизненно важные торговые караваны от немецких подлодок. Армия метрополии составляла менее миллиона человек против шести миллионов у Гитлера. Ситуация патовая.

Несмотря на это, война в кадре почти не затронута, режиссер раскрывает политическую сторону конфликта. Все боевые действия происходят в стенах парламента Великобритании и вращается вокруг фигуры Уинстона Черчилля. Режиссер знакомит зрителя с главным персонажем, постепенно раскрывая его личность. 

Сначала Черчилль предстает в образе «буржуя». Именно эта советская интерпретация французского слова наиболее точно описывает персонажа в начале фильма. Черчилль предстает перед зрителем в бесформенном халате, растекшимся по постели, вальяжно диктующим телеграмму, информация в которой устарела на несколько дней. Очень интересно показано преображение Уинстона на протяжении фильма. Заново ворвавшись в политическое течение, он встает в полный рост — никакой расслабленности, все решения тверды, воля непреклонна.

Кино полностью раскрывает тяжесть принятия решений человеком самого высокого уровня в самое тяжелое для страны время. Каждый раз, когда премьер-министр говорит: «Не сдаваться!», «Будем продолжать борьбу» — или обращается к солдатам с призывом стоять до конца, зритель понимает, что каждое такое слово стоит тысяч и тысяч жизней. 

Режиссер понимает, какой уровень цинизма надо иметь, чтобы сказать четырем тысячам солдат, которые идут умирать за твои же слова и идеи, что спасти их невозможно. Политик должен воспринимать солдат как ресурс и жертвовать тысячами, чтобы спасти сотни тысяч. Несправедливо? Возможно, но именно такую идею доносят до зрителя.

Так же больше внимание уделено речам Черчилля, представлены все знаменитые слова лидера правительства Великобритании: про «Будем сражаться на суше, в море и воздухе!», призыв ко  всем владельцам моторных и парусных судов к участию в спасательной операции, телефонный разговор с президентом США и просьба его о помощи, есть даже знаменитая шутка: «Скажите лорду с печатью, что я запечатан в туалете». 

Прямым текстом говорится, что если лидер скажет одно неверное слово, то армии, народ и правительство тут же погрязнут в хаосе. Поэтому Черчилль постоянно редактирует и переписывает свои речи, ни одного лишнего слова. Речь получается отличной, а люди сотнями идут на смерть за эти слова. 

В сценах часто проводятся параллели между принимающими решения и исполнителями. Премьер-министр сидит в теплом бункере с бесконечным виски и сигарами, отдает приказы об отмене операции спасения, тут же камера направляется на глаза фронтового командира, читающего этот приказ.

Отличная работа проделана оператором, гримерами и актерами. Гари Олдман замечательно сыграл премьер-министра, а грим дополнил его актерские навыки, остальные актеры тоже хорошо справляются, но запоминаются меньше из-за небольшого внимания к их персонажам. Запомнился только Рональд Пикап в роли Чемберлена и Кристин Скотт Томас в роли Клементины Черчилль.

Фильм снят в основном в серых тонах. Времена действительно темные: черные костюмы, серые стены, мрачные выражения лиц, серое небо. Теплые цвета появляются только в совместных сценах Черчилля с его женой. И сцены эти невероятно милые.

Конечно, самого Черчилля слегка перехвалили в плане подачи и нагнали пафоса, но смотрится это все органично. И с идеологической точки зрения вопросов не вызывает, так как нет обеления поступков и разговоров типа «да, сто тысяч потеряно, зато фронт прорвали». Черчилль раскаивается и за Дарданеллы, и за возможный провал Дюнкерка. И персонаж и режиссер понимают, насколько ужасными могут быть ошибки лидеров. Это понимает и зритель.

Фильм номинирован на премию «Оскар» 2018 года как лучший фильм. Похоже, неспроста.

Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».