Послушные депутаты Архангельского областного Собрания могут узаконить квази-конкуренцию в области госзакупок по системе здравоохранения. 

Итак, на грядущую сессию Архангельского областного Собрания депутатов будет представлен законопроект о реализации государственных полномочий региона в сфере охраны здоровья граждан. Данный проект фактически разработан в целях определения ГУП «Фармация» в качестве единственного поставщика лекарственных препаратов.

Проще говоря, предприятие может стать единственным поставщиком специализированных товаров и услуг в области. Это позволит, как отмечают эксперты, законодательно закрепить сложившуюся ущербную систему закупок в регионе с квази-конкурсами, квази-конкуренцией, экономическим анти-эффектом и так далее. Речь идет о том, когда в один лот объединяются услуги по доставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов. 

И это, к слову, едва ли не единственный пример, работающий на территории Российской Федерации, — в большинстве других регионов страны разум взял свое, и от подобной практики было принято отказаться.

Еще важный момент — авторы законопроекта уверяют, что его принятие (в том числе) поможет сбавить цены на лекарственные препараты. Цитата из пояснительной записки:

«ГУПАО „Фармация“ за счет увеличения оборотов предприятия (регулярных закупок больших партий лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных товаров) обеспечит более низкие цены по сравнению с установленными в настоящее время ценами в государственных контрактах».

Конец цитаты. 

Этот пункт также вызвал у экспертов определенное недоверие. Вопрос логичный: раз «Фармация» в настоящий момент фактически и является единственным поставщиком, то что им мешает сбавить цены? Эксперты полагают, что узаконивание процесса может лишь усугубить ситуацию.


О проблемах, связанных с галопирующим ростом цен на лекарственные препараты, наша редакция писала неоднократно. С нашими публикациями соглашались и сами сотрудники системы здравоохранения, лично рассказывавшие о сути тех или иных проблем. А пока одни видят — другие молчат. Такое ощущение, что профильные чиновники и руководители на местах сидят в «розовых очках» — у них везде оптимизация.

Любую пробоину они с легкостью затыкают при помощи чиновничьих отписок и байками о нехватке средств. Неужели денег и правда нет? Куда же они уходят. Вот один из вероятных вариантов ответа.

Редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» стали известны результаты проверки расходования бюджетных средств в области здравоохранения, которую провела Контрольно-счетная палата Архангельской области.

Речь о данных за 2015 год. Они показывают наглядный рост цен на лекарственные препараты в Архангельской области.

В ряде случаев рост цен просто галопирующий и ошеломительный.  И это при том, что ни одного реального обоснования для подобного роста в регионе не наблюдается.

Далее — примеры (сперва будет указана цена по заключенным контрактам на лекарства в 2014 году, а затем мы покажем цену по совместным торгам на 2015 год).

Препарат

2014

2015

Адеметионин

1074, 70

1 612,00

Аминокислоты для перинатального питания

3946,25

4 472,00

Аторвастатин

387,86

1 236,00

Будесонид

310, 46

1 253,00

Винпоцетин

38,48

212

Дабигратана этексилат

2428,80

3 639,00

Имипенем+ (Циластин)

495,00

1 196,00

Левотироксин натрия

18,00

133,5

Хлоропирамин

73,26

137

Желатин

215,90

2 242,00


Впрочем, во всей этой истории есть еще один ключевой момент. 

Как было сказано выше, законопроектом предполагается «упорядочить систему закупки, отпуска, доставки (транспортировки), хранения, назначения, а также систему контроля по указанным направлениям». И все бы ничего, да только периодически чиновники в Архангельской области действуют будто замороженные — подтормаживают, пропускают мимо ушей или вовсе не обращают внимания на важные детали.

Поясняем. 

12 января 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ об утверждении плана мероприятий по «Развитию конкуренции в здравоохранении». В числе прочего, одним из планов предлагаемого мероприятия является «установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов».

Срок реализации — сентябрь 2018 года.

Отсюда следует, что Правительство РФ говорит о запрете объединения процедур по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов в один лот, а правительство Архангельской области намерено этот процесс узаконить. Это наши чиновники так власть не слышат? Или не желают?

Так или иначе, но последнее слово будет за областными депутатами. И почему-то у нас есть подозрения, что народные избранники примут то, что в сентябре 2018 года придется отменить...