На выставке представлены работы в стиле импрессионизм, пародия, портреты известных личностей. В составлении описания к картинам корреспонденту ИА «Эхо Севера» помогла студентка-искусствовед СПбГИК Анастасия Спиридонова.

Выставка начинается с автопортрета Никаса. Работа выполнена маслом, взгляд художника направлен вниз, по лицу видно, что изображенный человек о чем-то сильно задумался, скорее всего, Сафронов изобразил себя за работой. 

Следующая часть экспозиции — экспрессионизм. Воспоминания Никаса Степановича о Париже и Венеции.

«Венеция, освещаемая солнцем» — выполнена в стиле импрессионизм. Часто в работах Сафронова присутствует сновидческая тематика. Так и на этом полотне видно, что этот город явился во снах творцу. Преобладают яркие цвета, все залито желтым светом, он отражается в парусах, каналах и на зданиях домов. Мазки не сглажены, что передает всю гамму цветов, колебания воды. 

Никас Сафронов занимается написанием портретов, как на заказ, так и «от чистого сердца»: просто посылает свои работы известным личностям. На выставке представлена целая серия портретов.

Один из них «Бабкина Надежда» из серии Река времени. Сразу обратим внимание на название: изображение отражает надежду любой бабки стать столбовою дворянкой. Но, несмотря на направление творчества Бабкиной, изображена она в наряде знатной итальянской дамы. Подобное декольте и чепец любило семейство Медечи. Также, католический крест на груди Надежды говорит о европейской направленности работы. Фон же отсылает к русской иконописи, что символизирует переплетение запада и востока.

Следующий этап экспозиции — пародия. Он разделен на две части женщины-кошки и собаки-мужчины. Художник перерисовывает знаменитые портреты известных исторических личностей, заменяя их лица головами собак или кошек.

И тут открывается главная проблема Сафронова, как художника. Сам он не способен представить новый взгляд в старом направлении. Да, он хорошо рисует во многих стилях, но ничего нового не привносит. Оригинальный портрет Поля Делароша был гениален. Он полностью передавал скорбь правителя об утраченной империи: пустой взгляд Наполеона, расстегнутая шинель, обреченная поза. Если сравнивать с ранними изображениями Бонапарта, где он предстает в героических позах, ведущим армии в бой, то контраст особенно заметен. Сафронов же просто пририсовал морду мопсика, кажется только потому, что его морда похожа на лицо императора в оригинале. 

Стоит отметить, что очень небольшое количество полотен покрыто лаком. Без этого масло быстро сыпется, что делает картины малопригодными к перевозке, зато дает прочувствовать каждый мазок. Такое решение не способствует долголетию холстов, зато помогает ощутить теплоту ручной работы.

Выставка картин Никаса Сафронова «Избранное» будет работать в Архангельском музее изобразительных искусств до 4 марта. Такая выставка собирала в день открытия за раз по 30-40 человек. 

Для «убитого», будто попахивающего уже мертвечиной архангельского музея ИЗО — это аншлаг. 30-40 человек забредших на медийное имя зевак — предел мечтаний тамошних менеджеров из так называемого «креативного поколения». Пять лет назад они своим креативом уже убивали искусство, когда под руководством затейницы Дарьи молодёжными инсталляциями экзальтированных фриков пытались «осовременнить старинные иконы и полотна Айвазовского. 

И вот в мёртвое, с точки зрения продажи билетов, время нашли спасительный круг — медийного и актуального Сафронова. 

Но даже не смогли организовать аншлаг на открытии — слабая реклама и нежелание публики идти в «мёртвый» музей привели к катастрофе.

Для любого областного центра России 30 человек на открытии выставки — катастрофа. В Архангельском музее ИЗО — праздник.