Итак, на грядущую сессию Архангельского областного Собрания депутатов будет представлен законопроект о реализации государственных полномочий региона в сфере охраны здоровья граждан. Данный проект фактически разработан в целях определения ГУП «Фармация» в качестве единственного поставщика лекарственными препаратами.

Проще говоря, предприятие может стать единственным поставщиком специализированных товаров и услуг в области. Это позволит, как отмечают эксперты, законодательно закрепить сложившеюся ущербную систему закупок в регионе с квази-конкурсами, квази-конкуренцией, экономическим анти-эффектом и так далее. Речь идет о том, когда в один лот объединяются услуги по доставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов. 

И это, к слову, едва ли не единственный пример, работающий на территории Российской Федерации — в большинстве других регионов страны разум взял свое, и от подобной практики было принято отказаться.

Еще важный момент — авторы законопроекта уверяют, что его принятие (в том числе) поможет сбавить цены на лекарственные препараты. Цитата из пояснительной записки:

«ГУПАО „Фармация“ за счет увеличения оборотов предприятия (регулярных закупок больших партий лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных товаров) обеспечит более низкие цены по сравнению с установленными в настоящее время ценами в государственных контрактах».

Конец цитаты. 

Этот постулат также вызвал у экспертов определенное недоверие. Вопрос логичный: раз «Фармация» в настоящий момент фактически и является единственным поставщиком, то что им мешает сбавить цены? Эксперты полагают, что узаконивание процесса может лишь усугубить ситуацию.

Напомним, что о завышенных ценах на лекарства мы писали и ранее. Так например, Амброгексал 30 мг в рамках квот, которые спускаются из Минздрава с фармацевтических складов больницы региона закупают за 260 рублей. А сами больницы закупают за 67 рублей. 

В свою очередь руководитель ГУПАО «Фармация» официально заявил, что то никакого «ужасающего» либо какого-либо иного завышения цен на лекарства и медицинские изделия в архангельских больницах не существует.

Впрочем, во всей этой истории есть еще один ключевой момент. 

Как было сказано выше, законопроектом предполагается «упорядочить систему закупки, отпуска, доставки (транспортировки), хранения, назначения, а также систему контроля по указанным направлениям». И все бы ничего, да только периодически чиновники в Архангельской области действуют будто замороженные — подтормаживают, пропускают мимо ушей или вовсе не обращают внимания на важные детали.

Поясняем. 

12 января 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ об утверждении плана мероприятий по «Развитию конкуренции в здравоохранении». В числе прочего, одним из планов предлагаемого мероприятия является «установление запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов».

Срок реализации — сентябрь 2018 года.

Отсюда следует, что Правительство РФ говорит о запрете объединения процедур по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов в один лот, а правительство Архангельской области намерено этот процесс узаконить. Это наши чиновники так власть не слышат? Или не желают?

Так или иначе, но последнее слово будет за областными депутатами. И почему-то у нас есть подозрения, что народные избранники примут то, что в сентябре 2018 года придется отменить.