30 января 2018 года в Поморской филармонии прошла творческая встреча с режиссером Александром Сокуровым.

Александр Николаевич провел показ своего фильма «Читаем блокадную книгу», а также состоялся его диалог со зрителями, в ходе которого поднимались важные темы, как для присутствующих, так и для самого кинематографиста, а также презентация книги «Диалоги с Сокуровым».

Творческий вечер начался с показа полудокументального фильма, который Александр Сокуров срежиссировал еще в 2009 году. В Архангельске фильм был показан впервые.

Структурно этот фильм представляет собой просто чтение книги — несколько десятков петербуржцев разных профессий и возрастов перед камерой в телестудии читают «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича: каждый по одному-двум отрывкам.

Никакого другого действия.

Только человек, текст и редкие документальные фото, для наглядности.  

В числе читающих и известные лица, например, Олег Басилашвили и Лариса Малеванная. Большинство читающих почти не вкладывают своих эмоций в прочтение, так как отрывки сами по себе содержат то, что трогает зрителя. Постепенно напряжение и тяжесть от слышимого и представляемого нарастает и близится к финалу — освобождению города от блокады огромной ценой.

Режиссер представляет зрителю только человека и его историю, причем описываемая ситуация редко связана с озвучивающим лицом. Так, например, первоклассник читает историю женщины средних лет, а мужчина, переживший блокаду лично, озвучивает дневник 15-ти летнего мальчишки. В общем, петербуржцы современности доносят до зрителя блокадные будни, голод, смерть, апатию, редкие моменты радости. Только голос, остальное дорисует воображение.

После показа фильма сам режиссер вышел к зрителю. Творческая встреча началась с почтения памяти одного из авторов книги и сценария к фильму, писателя, участника боев за Ленинград в 41-м и близкого друга режиссера — Даниила Гранина.

Даниил Александрович скончался 4 июля 2017 года, в возрасте 98-ми лет. По словам Сокурова, Гранин сильно помог в создании документального фильма и повлиял на оценку происходящих событий в блокадном Ленинграде.

Так получилось, что лейтмотивом диалога с присутствующими стала тема взаимодействия художника и неравнодушного человека с властью. Началось с обсуждения Сталинской эпохи, как образца государства в одном лице. Сокуров обеспокоен подъемом просталинских настроений в обществе, но считает их неосмысленными. Сам режиссер далеко не сторонник политики Иосифа Виссарионовича.

— Такие действия с населением, с народом — это преступление, унижение. Тысячи людей гибли в котле индустриализации, — пояснил Сокуров.

Показанный фильм так же призывает сконцентрировать свое внимание на страданиях мирных граждан, которых война настигла в виде бомбардировок и артобстрелов. Никаких героических атак, только постоянное ожидание смерти — так проходит блокада для рядового гражданина Ленинграда. И вина в этом лежит ведь не только на немцах, но и на советском командовании. А также, как ни парадоксально, на тех, кто допустил этих людей до власти.

— Мы (народ — прим. ред.) соучаствовали в этом, виноваты тоже мы, — с горечью заключил Александр Николаевич.

От репрессий прошлого века разговор перешел к репрессиям сегодняшней власти. Александр Сокуров всецело поддерживает коллегу — Кирилла Серебренникова, — далее цитата:

«Я считаю Кирилла выдающимся режиссером России и Европы. Как может, не замешанный в политике, художник и автор проходить по политической статье? Я общался с ним перед судом, считаю, что дело открыто исключительно по личной инициативе власти и данное обвинение никак не может быть справедливым. Его спектакли шли по всей стране и Европе, очень ценились в культурной среде, сейчас же это натуральный „запрет на профессию“, ситуация, конечно, отвратительная».

Конец цитаты.

В своей речи Александр Сокуров сравнивал Петербург и Архангельск, как города с богатейшей архитектурой, которую не удалось сохранить из-за пренебрежительного отношения властей. Рассказал о своих конфликтах с Администрацией СПБ на этой почве.

Далее цитата:

«Я предоставил Валентине Ивановне Матвиенко (председатель Совета Федерации, бывш. губернатор Санкт-Петербурга — прим. ред) подробную карту снесенных и готовящихся к сносу объектов культурного наследия. Она удивилась, что подобных зданий настолько много и сносятся они в таком количестве, обещала это дело прекратить, но на следующий день было снесено еще несколько домов 18-го века. На мою просьбу прокомментировать ситуацию ответа не последовало. Похоже, что до этого им дела нет».

Конец цитаты.

Сокуров пожелал Архангельску стать когда-нибудь городом-музеем, каким стремится стать Петербург. Выразил соболезнования нашей деревянной архитектуре, несохранившейся до 21-го века.

Позже были затронуты темы современного кино в России, вопрос идеологии, веры и немного сказано о развитии нашей страны. Встречу завершила автограф-сессия.

- Это самые добрые глаза в мире, — рассказывает свои впечатления от близкого контакта одна из зрительниц, весьма юного возраста.


Стоит отметить, что Сокуров выступал заболевшим (в дороге его настиг грипп) но, несмотря на это, встреча длилась почти 3 часа, в связи с чем, от лица редакции выражаем огромную благодарность Александру Николаевичу.

Так же, отдельного внимания достойны некоторые зрители. Да, встреча длилась довольно долго, многие устали, но это не повод, прямо во время речи выступающего, поворачиваться к нему спиной и выходить целыми группами. Но все билеты были проданы, а в самом зале были заняты даже ступеньки. Безусловно, для Архангельска это значимое культурное событие.

Александр Сокуров — автор более 50 художественных и документальных фильмов и лауреат множества наград, в числе которых «Золотой Лев» Венецианского фестиваля, «Бронзовый Леопард» фестиваля в Локарно и премия Европейской киноакадемии, по решению которой имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.