В ноябре 2017 года Федеральная налоговая служба при содействии с УФНС по Архангельской области и лично руководителя Родионова объявила эксперимент по обелению лесной отрасли в Архангельской области.

Вызвано это было чудовищно низкими показателями сборов налогов по предприятиям лесного бизнеса.

Позиция архангельской налоговой службы была предельно проста и понятна каждому…

Предприятие-заготовитель работает без НДС. Чтобы продать лесопродукцию с НДС и получить необоснованную, а еще лучше сказать — совершенно незаконную и криминальную — прибавку в размере 18 процентов (ставка налога на добавленную стоимость), предприятие-заготовитель продает заготовленный лес на фирму-«прокладку», которая живет недолго, и уплаченные в бюджеты налоги за ее «жизненный» период исчисляются небольшими суммами.

Основная же налогооблагаемая база размывается с помощью фиктивных документов от других фирм-«прокладок», в реальной жизни не ведущих какой-либо хозяйственной деятельности.

Амбициозная задача, поставленная руководителем УФНС по Архангельской области и НАО Родионовым вкупе с объявленным экспериментом по обелению состоит в том, чтобы упростить цепочку реализации леса и добиться подписания хартии между потребителями лесопродукции — всевозможными деревообрабатывающими комбинатами, целлюлозно-бумажными комбинатами, с одной стороны, и предприятиями-заготовителями лесопродукции, а попросту сырья для комбинатов, с другой стороны.

Задача понятна, но криминализованная отрасль не спешит отказываться от серых и чёрных схем, и тем, кто пытается изменить ситуацию, грозит смертельная опасность.

Именно так было с юристом Тарасовым, который в нелегкой и неравной схватке с группой Мышковского пытался остановить преднамеренное банкротство Лесозавода № 3, но в итоге завод все же обанкротили, а юриста Тарасова грабили, пытались убить, жгли его машины.

Согласитесь — совершенно наглядный пример.

Со своей стороны, нам, честным журналистам, искренне хочется помочь Родионову в нелегком вопросе отбеливания…

Для начала попытаемся на примере доступной в открытом доступе в сети Интернет схемы показать на примере деятельность такой криминальной схемы по поставке лесопродукции на комбинаты Архангельской области через цепочку фирм-прокладок с сомнительными адресами, учредителями и директорами.

Читатели помнят, как мы при помощи публичных источников обнаружили мутную схему с ООО «Регион-лес» господина Верюжского — соратника ныне отбывающего срок олигарха Мышковского.

И компанию «Регион-лес» Павел Владимирович Верюжский после начала операции по обелению перевел в Архангельск, в здание заводоуправления Лесозавода № 3, где собственно и восседал все это время.

Там же, в здании заводоуправления, которое по невысокой цене выкуплено семьей олигарха, расположился и Луговской — напомним,  это лжесвидетель по уголовному делу Мышковского, который так и не был осужден за лживые показания — постоянно то «болел», то не являлся, пока сроки давности не вышли.

Скандал с московской липовой (согласно данным УФНС) пропиской «Регион-леса» разразился серьёзный, хозяин фирмы Верюжский во многих присутственных официальных местах стал нерукопожатым. И возвращение фирмы в архангельскую налоговую гавань выглядит вполне логичным.

Но…

И если «Регион-лес» вернулся, то некоторые фирмы того же холдинга по-прежнему работают по странной схеме. Странной, если не сказать мутной.

Итак, предприятие «Форест-Тренд» зарегистрировано в городе Москве. Предприятие ведет деятельность исключительно на территории Архангельской области — покупает лес у предприятий-заготовителей напрямую и через «прокладки» типа «Профторг».

Вот схема, составленнаяпо данным систем «Контур-Фокус» и ЕГАИС:

 

 Прямым текстом

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов на итоговой пресс-конференции, отвечая на вопрос главного редактора «Правды Северо-Запада» Ильи Азовского про отбеливание в леспроме, в частности заявил:

— Что касается проекта по отбеливанию нашего лесного бизнеса — то это действительно сегодня государственное решение. Не может дальше столь важный возобновляемый ресурс работать в столь непрозрачных условиях. Мы знаем целый ряд примеров, когда лесная отрасль становится источником обогащения (являясь государственным ресурсом) достаточно странных компаний.

Причем эти компании в основном живут в режиме рантье — они берут недорого лес у государства, а затем дорого передают его лесопользователю, соответственно, съедая их доходную базу, съедая их инвестиционные возможности и так далее.

Я недавно обсуждал этот вопрос и планы действий в Минпроме Российской Федерации и Рослесхозе — у них есть хороший план, который нацелен на выдавливание лесных рантье из бизнеса, и, соответственно, возвращение этого ресурса тем, кто реально с ним работает.

Совершенно очевидное решение, которое на самом деле дается непросто. Это действительно за 90‑е годы (начало 2000‑х) стало предметом обогащения странных личностей, когда лес брался, оформлялись договора на 50 лет, и он передавался реально работающим компаниям.

Сейчас есть идея установить достаточно высокую плату за аренду леса тем, кто ничего не делает. Если ты перерабатываешь лес, эта ставка будет снижаться. Если вы делаете следующий передел — еще снижаться. И так далее. Мы будем стремиться переводить на этот ресурс не тех, кто его перепродает (в свое время, законно получив доступ к этому лесу), а тех, кто с ним реально живет, работает и строит свои планы.

Это нормальная позиция, и государство совершенствует свои действия в этой области.

Ну, и, конечно же, это уход схемы налоговой оптимизации. Мы на это еще очень внимательно должны посмотреть. Потому что уход от НДС, уход от определенных обязательств государству за лесные ресурсы — он имеет место быть, и мы должны точно также целым комплексом мероприятий вытеснить те компании, которые ведут себя таким образом из лесного бизнеса.

Насколько мне известно, сегодня подготовлено некое партнерское соглашение — договор о правилах поведения в лесу с крупными лесопользователями Архангельской области. Разрабатывают правительство Архангельской области и налоговая инспекция, но уже сейчас они начали взаимодействовать с лесопользователями, чтобы договориться о том, что должно содержаться в этом соглашении.

И там есть условие, что лес, который не имеет легального происхождения, не должен вовлекаться в экономику этих крупных компаний.

Мы всеми законными способами будем вычищать эту сферу деятельности от некорректного поведения.


Сергей Родионов, руководитель УФНС по Архангельской области и НАО:

— Надо понять, а чтоб понять, разобраться, что же происходит на самом деле…

А на самом деле видится форменное жульничество…

Жульничество в масштабах целой отрасли…

В цепочке по поставке древесины, от делянки до переработчика, по документам встраивается ряд организаций, каждая из которых несет определенную функциональную нагрузку.

Переработчик, крупный трейдер, транзитник, техническая компания-однодневка или лесозаготовители — все в схеме.

И такая классическая схема присутствует постоянно. Если цепочка по документам заканчивается лесозаготовителем — у транзитника должна возникнуть обязанность по уплате НДС с реализацией следующему звену в полном объеме, так как право на вычет при приобретении леса у спецрежимщика по закону он не имеет.

<…> Есть мнение, что это связано, в первую очередь, с принципами организации работы в этой отрасли. В результате чего и происходит незаконная вырубка лесных массивов, продажа его за бесценок реальным заготовителем, медленность лесовосстановления.

Сложившаяся ситуация не позволяет экспортерам, не желающим становиться косвенными участниками схемы необоснованного возмещения НДС, напрямую приобретать продукцию у лесозаготовителей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Так как площадки — транзитная зона между лесозаготовителем и потребителем лесопродукции за счет неполной уплаты налогов в бюджет, имеют необоснованное конкурентное преимущество.

Они предлагают производителям более выгодные цены, в результате чего часть неуплаченного НДС поступает лесозаготовителю в виде оплаты за продукцию по схеме, а оставшаяся часть достается бенефициарам площадок.

Характерными нарушениями законодательства для категорий налогоплательщиков, занимающихся лесозаготовками и переработкой лесопродукции, является использование фирм-однодневок и мнимых юридических и физических лиц для включения в оборот, в том числе нелегальной древесины, получаемой незаконным способом.

Данные посредники, как правило, применяют общий режим налогообложения, не несут самостоятельных финансовых и иных рисков, имеют минимальную налоговую нагрузку.

Такая форма ведения бизнеса приводит к выведению денежных средств из налого­обложения.

Фактически сформирован теневой сектор экономики по обороту древесины.

При этом поставка лесозаготовителем, как легально, так и нелегально заготовленной древесины осуществляется непосредственно на склады лесоперерабатывающих предприятий.

Как следствие, субъекты предпринимательской деятельности в сфере переработки лесопродукции завышают затраты по закупке  лесопродукции и незаконно обращаются за возмещением НДС из бюджета по продукции, легальность приобретения которой не подтверждается документально.


Также читайте: УФНС по Архангельской области и НАО подтвердила правоту котласских коллег и выставила претензий по ООО «Зеленник-лес» на 72 миллиона рублей. Бизнесмен Хабаров может залипнуть на прокладках. Подробности в материале «Отбеливание в леспроме. Глубокое бурение».