По итогам анализа КБ «Стрелка» регионы были разделены на 4 группы — по доходам и финансовой независимости. Критерий богатства определялся как доход на душу населения, а финансовая независимость — долей безвозмездных поступлений в доход. 

В ходе этой работы специалисты, как уточняется в документе, составили рейтинг самых богатых и бедных столиц российских регионов. Исследователи разделили их на четыре группы — «бедные и зависимые», «бедные и независимые» «богатые и зависимые», а также «богатые и независимые». 

«Богатство — это уровень доходов на душу населения. Независимость определяют доля безвозмездных поступлений в бюджете, динамика этих поступлений и сбалансированность собственных доходов», — пояснили в «Стрелке», подчеркнув также, что «богатые города», по данным исследователей, «могут не просто решать оперативные проблемы, но и ставить стратегические задачи, а также имеют „подушку безопасности“ на случай кризисов».

По мнению экспертов, уровень доходов на душу населения говорит о богатстве региона, а независимость характеризуется долей и динамикой безвозмездных поступлений в бюджет, сбалансированностью собственных доходов.

«Залогом развития городов» эксперты сочли«диверсификацию источников доходов и снижение зависимости от поступлений сверху».

Самыми «богатыми и самодостаточными» стали:

В категорию «богатых и несамостоятельных» эксперты отнесли: 

В список «бедных и зависимых городов» вошли: 

«Бедными и самостоятельными» аналитики назвали:

При этом лидерами по расходам на душу населения, как подчеркивают в КБ «Стрелка», стали города с экстремальным климатом: Анадырь (454 руб.), Салехард (354 руб.), Нарьян-Мар (345 руб.), Южно-Сахалинск (263 руб.) и Ханты-Мансийск (212 руб.). 

Меньше всего на одного жителя, по данным аналитиков, могут себе позволить тратить Махачкала (26 руб.), Йошкар-Ола и Нальчик (по 30 руб.), Владикавказ (37 руб.) и Астрахань (37 руб.).

Генеральный директор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев в беседе с РБК отметил, что «финансовая стабильность региональных центров зависит от соотношения трех основных источников бюджета — безвозмездных поступлений (обычно их 49% от всех доходов), НДФЛ (20–25%), доходов от аренды и продажи городского имущества и земли (9%)». 

«Сегодня жители городов генерируют 20–25% поступлений в городской бюджет, и это первый по размеру налог, который собирает город, то есть четверть бюджета города формируется за счет налогов, которые город получает от жителей, и жители вправе понимать эффективность трат этих средств», — подчеркнул он.


* Москва, Санкт-Петербург и Севастополь не вошли в исследование: города федерального значения имеют другой принцип формирования бюджета.