О борьбе за лидерство в «Арктическом проекте», об отношениях с Архангельским коллегой и с областью, о новом взгляде на работу главы региона в интервью руководителю «Клуба Регионов» Сергею Старовойтову рассказал врио губернатора Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский.

В статье есть безусловно несколько достойных для цитирования в Архангельской области мыслей.

Во-первых, Цыбульский прямо и без политесов, без витиеватостей и ненужной словесной пыли объяснил, что «Белкомур» ущербен по своей сути. Ибо, если конечным пунктом станет Архангельск, то получается, что путь упрёться в мелководный, замерзающий порт.

При этом впервые Цыбульский объявил, что есть прекрасная альтернатива Белкомуру — путь через Коми (Воркута, Сосногорск) в Индигу — порт не замерзающий, глубоководный и с высоким берегом.

Цыбульский выразил мысль, что этот проект может быть более интересен для Коми, чем «Белкомур».

Другое дело, что Архангельская область при таком раскладе остается с краю. Но Цыбульский дипломатично заметил, что данный вопрос с Архангельским коллегой ещё не обсуждал.

Во-вторых, отношение к Архангельской области имея в виду объединительные процессы у Цыбульского явно скептическое. Историческое наследие — оно конечно, хорошо, но о его работе будут судить по достижениям не прошлого, а дня сегодняшнего. И в этом смысле интеграция с Коми новому ненецкому руководителю гораздо интереснее, чем с Архангельском.

Вот несколько мыслей, высказанных Цыбульским в интервью «Клубу регионов» — далее, цитата:

-… мысль про объединение регионов, и в Ненецком автономном округе я не скажу, что этот вопрос острый, но как минимум волнующий жителей, и вопрос, на котором некоторые политические силы стараются играть: когда президент назначил меня врио руководителя НАО, первый информационный вброс был именно о том, что я как раз и назначен для того, чтобы провести объединение округа с Архангельской областью. 

Но на самом деле я, конечно, сторонник субъектности Ненецкого автономного округа и стал еще большим сторонником этого, после того как погрузился в вопрос глубже. 

Сейчас, когда я имею возможность вникнуть непосредственно в экономику этой территории, я могу сказать, что у округа есть все основания быть абсолютно самостоятельным. Более того, связи с Архангельском весьма условные. 

Если брать экономику, то я бы сказал, что с Архангельской областью НАО связан больше исторически, чем экономически.

                                                                                             <…>

(О проекте «Индига», как альтернативе «Белкомуру» — прим.ред.)

— Я не хочу искусственно создавать какую-то конкуренцию с моим коллегой Орловым [архангельским губернатором — прим. «Клуба Регионов»]. 

У него есть свой проект, который он защищает, я защищаю свой, как руководитель этой территории. 

Я привожу те факты, которые есть. 

Порт Индига является незамерзающим, круглый год туда могут заходить суда до 350 тыс. тонн и просто выходить без ледовой проводки на Северный морской путь, потому что сюда еще доходит дыхание Гольфстрима, глубина у берега 18–22 м, и это фактически дает вам возможность работать без всякого дноуглубления, чего нет у наших соседей. 

У нас ледовая обстановка не такая, как в Сабетте, в которой не подойдешь половину года без ледокола. 

У нас есть глубокий берег в отличие от наших соседей с запада, нам не надо делать дноуглубление. 

Плюс у нас 40 км береговой линии — это высокий берег, который можно использовать как готовую причальную стенку. И при этом у нас есть тупиковая ветка железнодорожная от Воркуты до Сосногорска, что, по сути, нам полностью открывает весь воркутинский уголь и по дороге еще может забирать ресурсы с Тимано-Печорского бассейна и выводить это в Сосногорске. 

Но главное, к ней можно построить относительно небольшую ветку в 200 с лишним километров, и тогда эта железная дорога станет коридором всей материковой части к Северному морскому пути.

Конец цитаты.

Фото «Клуб регионов»