Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер

В кино с 9 ноября.


Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» — одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает, кто нанес жертве «Убийства» 12 ударов кинжалом, даже если не помнит всех обстоятельств дела. С одной стороны, столь громкая слава романа привлекает внимание к любой его экранизации. С другой, всеобщая известность развязки лишает постановки «Убийства» львиной доли их увлекательности. Вместо того чтобы воодушевленно гадать вместе с Пуаро, зрители ждут, когда сыщика осенит известная им разгадка.

Как решить эту проблему? Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю — от Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43 года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же пути.  И большой вопрос, у кого труппа насчитывает больше звезд.

Дело здесь не только в продвижении фильма и в повышении его увлекательности. Пуаро имеет дело с толпой подозреваемых, и двухчасовая картина, которая тратит довольно много времени на представление сыщика и сюжетную завязку, может уделить каждому из участников дела лишь несколько сцен. Поэтому важно, чтобы зрители легко различали персонажей, и чтобы каждый из них запоминался. Актеры фильма с этими задачами вполне справляются, хотя нельзя сказать, что кто-то из них выдает все, на что способен.

Помимо звездной труппы «Убийство» завлекает роскошными зимними пейзажами, не менее красивыми декорациями и костюмами, играми с точкой съемки: несколько сцен, например, сняты с потолка и несколькими короткими экшен-сценами, которые придают энергии чинной разговорной постановке. Кроме того, в фильме больше юмора и эмоций, чем обычно бывает в экранизациях Кристи.

Прежде всего, картина существенно упрощает загадку, которая стоит перед Пуаро. Персонажи меньше лгут и хуже скрывают правду, и сыщику не приходится долго ломать голову, чтобы докопаться до истины. При этом Пуаро в совершенно несвойственной ему манере вслух жалуется, что дело очень сложное и что оно ставит его в тупик. Он даже разговаривает об этом с фотографией любимой девушки. Но, несмотря на все вышеперечисленное, великий сыщик вызывает восхищение, а не жалость, благодаря актерской работе Браны.

Брана, однако, не делает из Пуаро сверхчеловека. Из фильма следует, что сыщик — раб своего эксцентричного поведения и что он страдает психическим отклонением, которое помогает вести следствие, но в остальном мешает жить. Например, ему трудно есть яйца всмятку, если они не в точности одинакового размера. Это популярный мотив в современных детективах.  Пуаро 74-го, например, намеренно ведет себя нелепо и комично, чтобы сбить подозреваемых с толку. В этом суть его метода. Даже умные преступники, отлично осведомленные о его репутации, не принимают всерьез смешного человечка с густым акцентом, и сыщик мастерски этим пользуется.

Сокращая и меняя текст Кристи, авторы ленты не проделали столь же скрупулезную работу, как Королева детективов. В фильме 2017-го года Пуаро совершает несколько ошибок, которых не было ни в оригинальном тексте, ни в других экранизациях. С точки зрения детектива эти ошибки смотрятся нелепо: часть подозреваемых допускается к трупу, никакой охраны и т. д. В детективном кино, которое держится на мелких деталях и незначительных оговорках персонажей, каждая нестыковка бросается в глаза и ощущается как значимое фиаско.

В финале Брана забывает, что играет сыщика с огромным опытом неоднозначных дел, и устраивает пафосное шоу, во время которого Пуаро мучительно решает, расскажет ли он полиции, кто совершил убийство. Неужели сыщик впервые расследует дело, в котором убийца вызывает большую симпатию, чем убитый? Невозможно поверить. Равно как и в то, что пожилой человек, который в прошлом служил полицмейстером Брюсселя и участвовал в политических интригах, сохранил «черно-белый» взгляд на мир («Добро есть добро, а зло есть зло»).

У Кристи ничего подобного нет — это сценарные домыслы. И домыслы откровенно неудачные. Понятно, что Брана пытался добавить в картину драмы, но это разрушает образ хладнокровного и расчетливого профессионала, отбирает у детектива львиную долю зрительской симпатии и лишает смысла половину расследования.

Обидно, что в современном кинопроизводстве выходят, похоже, только ремейки и ремейки ремейков. Но обидно вдвойне, что современные ленты не претендуют ни на что, кроме сборов. В данном случае, фильм приносит мало нового в историю Кристи, кроме финала. Не переносит зрителя в другую эпоху, не показывает историю под другим углом. При упоминании словосочетания «Убийство в Восточном экспрессе» перед глазами встает каноничная экранизация 74-го. А фильм 17-го, я уверен, забудется уже к следующей неделе.

Но, в итоге, за что мы любим «пожалуй, лучшего в мире детектива»? Конечно, это усы и забавный французский акцент. Усы сделаны на высшем уровне, в них усмехаются, оставляют кусочки еды, игриво подкручивают, они играют в прекрасном тандеме с мощным акцентом. Ради усов смотреть этот фильм просто обязательно.



Александр Губкин